Найти в Дзене

Волжский гонщик: как пароход «Фельдмаршал Суворов» устанавливал рекорды на реке в XIXвеке

В конце 1880-х годов на Волге появился «самолет» — так в народе прозвали самый быстрый для того времени пассажирский пароход «Фельдмаршал Суворов». Он установил несколько рекордов скорости и двигался так быстро, что вместе с дымом из труб летели снопы искр. Судно стало визитной карточкой пароходного общества «Кавказ и Меркурий». В истории российского судостроения это судно занимает особое место, подробнее о нем расскажем в нашей статье. В тему: ⚓ «Судно с печкой» или «плавучая баня»: вся правда о первых волжских пароходах. В XIX веке технический прогресс набрал невиданные обороты. Появились паровые машины, и одновременно с этим началась погоня за скоростными и мощностными характеристиками. В первую очередь это касалось водного транспорта. Паровое судостроение в России XIX века развивалось семимильными шагами. В середине века по рекам страны ходило более сотни пароходов, стремительно вытеснявших архаичные суда. Это ощущалось всеми, и именитые художники спешили запечатлеть последние мгно
Оглавление
Пароход «Фельдмаршал Суворов». Фото — Библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
Пароход «Фельдмаршал Суворов». Фото — Библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

В конце 1880-х годов на Волге появился «самолет» — так в народе прозвали самый быстрый для того времени пассажирский пароход «Фельдмаршал Суворов». Он установил несколько рекордов скорости и двигался так быстро, что вместе с дымом из труб летели снопы искр. Судно стало визитной карточкой пароходного общества «Кавказ и Меркурий».

В истории российского судостроения это судно занимает особое место, подробнее о нем расскажем в нашей статье.

В тему:

«Судно с печкой» или «плавучая баня»: вся правда о первых волжских пароходах.

Завод для строительства самых быстрых пароходов

В XIX веке технический прогресс набрал невиданные обороты. Появились паровые машины, и одновременно с этим началась погоня за скоростными и мощностными характеристиками. В первую очередь это касалось водного транспорта. Паровое судостроение в России XIX века развивалось семимильными шагами. В середине века по рекам страны ходило более сотни пароходов, стремительно вытеснявших архаичные суда. Это ощущалось всеми, и именитые художники спешили запечатлеть последние мгновения бурлачества как символ уходящей эпохи, о чем мы вам уже рассказывали👇

🚢 Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».

Естественно, паровые машины нуждались в техническом обслуживании, а судам нужны были безопасные места, где они могли бы переждать зиму. На реках начинают организовывать обустроенные затоны. Они же одновременно были и судоремонтными предприятиями, где обслуживали суда и строили новые. Затонами обзавелись все крупные судоходные компании той эпохи («Кавказ и Меркурий», Камско-Волжское пароходное общество, товарищество «Самолет» и др.).

Одной из таких удобных для судостроения гаваней стала территория Спасского уезда на Волге, вблизи ее слияния с Камой (сегодня Республика Татарстан). Здесь создали Спасский затон (в советское время был переименован в Куйбышевский), где в XIX веке располагались ремонтные мастерские, механический завод и лесопилка пароходного акционерного общества «Кавказ и Меркурий». Изначально небольшие мастерские превратились в хорошо оснащенный судостроительный завод, на котором трудилось до тысячи человек.

В 1870 году рабочие Спасского Затона спустили на воду пароход «Император Александр II», самый большой на Волге для того времени. В 1876 году был сдан в эксплуатацию пароход «Константин Кауфман» для перевозки тысячи пассажиров и 160 тонн груза. В 1880 году в Спасском Затоне построили товаро-пассажирский пароход «Иоанн Грозный» длиной более 25 м, шириной около 11 м, грузоподъемностью 650 т. Но судостроители хотели создать речного гиганта, равных которому в России еще не было.

В тему:

«Самолёт» на Волге: кто придумал речные круизы и создал первый туристический путеводитель?

Самара. Пароход «Фельдмаршал Суворов» на Волге. Открытка 1904-1905 г. Фото https://oldsamara.samgtu.ru.
Самара. Пароход «Фельдмаршал Суворов» на Волге. Открытка 1904-1905 г. Фото https://oldsamara.samgtu.ru.

На борту «Фельдмаршала Суворова»

Именно в Спасском затоне в 1882 году, по заказу общества «Кавказ и Меркурий», был построен наш герой — грузопассажирский пароход «Фельдмаршал Суворов» для работы на волжских линиях. Это было одно из самых мощных пассажирских судов того времени — в его корпусе скрывался английский паровой монстр на 1500 л.с. фирмы «Compound». По данным специалистов, агрегат в два-три раза мощнее, чем на тогдашних буксирах.

Достаточно узкий корпус (10 м) и небольшая осадка позволяли 87-метровому «Фельдмаршалу Суворову» развивать небывалую скорость — до 27 км/ч. Грузоподъемность судна составляла 400 тонн. Вместимость судна впечатляла: 36 гостей ехали в комфортабельных каютах I класса, 85 пассажиров ехали в помещениях II класса, 816 человек размещались в III классе. Пароход мог максимально принять на борт 1138 пассажиров (наибольший показатель для волжских судов конца XIX века). Экипаж — 49 человек. Технические данные — согласно характеристике в Библиотеке корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

Пароход «Фельдмаршал Суворов» во всем был лучшим, и его богатое убранство только подтверждало это. Пассажиры отмечали необыкновенный простор помещений, изысканную отделку и наличие света. Кстати, по словам историка судоходства Галины Абаевой, «Фельдмаршал Суворов» стал первым волжским пароходом с электрическим освещением. Лайнер был роскошным, фешенебельным судном, технически совершенным и великолепно отделанным. По сути, «Суворов» был волжским круизным пароходом.

«Благодаря пароходам, и прежде всего «Фельдмаршалу Суворову», на Всероссийской промышленной ярмарке 1896 года в Нижнем Новгороде общество «Кавказ и Меркурий» получило высшую награду за судостроительную деятельность — государственный герб, который имело право размещать на своих кораблях. По мнению историка Волги И.А. Шубина, достоинство судов, построенных заводом в Спасском затоне, — значительная грузоподъемность при малой осадке (по этому параметру с ними могли сравниться только плоскодонные пароходы компании А.А. Зевеке), — писал историк, краевед Евгений Бурдин.

➡️Кстати, о волжских гигантах Зевеке читайте на канале «История Волжского пароходства».

Богатые интерьеры парохода «Фельдмаршал Суворов». Фото http://shipping.vsuwt-perm.ru.
Богатые интерьеры парохода «Фельдмаршал Суворов». Фото http://shipping.vsuwt-perm.ru.

Гоночный пароход

Судовладельцы прекрасно понимали потенциал построенного судна, но, чтобы не допускать дорогостоящих поломок, запрещали капитану разгонять «Фельдмаршала Суворова» до полного хода. Однако у этого правила были исключения. По словам краеведа Николая Марянина, в 1892 году казанскому губернатору срочно нужно было попасть в Нижний Новгород, и он потребовал от капитана выжать из парохода максимальную скорость. Пассажиры этого скоростного рейса потом вспоминали, что кочегары работали без устали, подбрасывая топливо.

«Трубы так раскалились, что деревянный пол вокруг них пришлось поливать водой. Вместе с дымом из труб летели снопы искр. Пароход весь дрожал, а волны от него доходили до берега, захлестывая баржи и буксирные суда, выбрасывая на берег лодки. До Нижнего на предельной скорости доплыли за одни сутки», — писал краевед Марянин.

Капитан Густав Тегерстедт — рекордсмен скорости. Благодаря своим «гонкам» на пароходе «Фельдмаршал Суворов» прославился на всю Волгу. Фото — Музей речного флота ВГУВТ.
Капитан Густав Тегерстедт — рекордсмен скорости. Благодаря своим «гонкам» на пароходе «Фельдмаршал Суворов» прославился на всю Волгу. Фото — Музей речного флота ВГУВТ.

Тот случай сделал капитана Густава Тегерстедта известным на всю Волгу. Но это была не единственная подобная «гоночная» история «Фельдмаршала Суворова». В 1904 году капитан поставил рекорд скорости на маршруте Астрахань-Нижний Новгород. Расстояние в 2040 верст пароход прошел за 5 дней и 5 часов, другим судам для этого требовалось шесть с половиной суток. За рейс и невероятные показатели работы капитан Тегерстедт получил золотую медаль Императорского общества и подтвердил славу скоростного капитана.

Интересный факт: Газеты писали, что в 1888 году на пароходе «Фельдмаршал Суворов» ехал знаменитый исследователь и путешественник Н.М. Пржевальский, направлявшийся с экспедицией по Туркестану. Его путь лежал вниз по Волге от Нижнего Новгорода, через Ставрополь и Самару в Астрахань.
Фото — Музей речного флота ВГУВТ.
Фото — Музей речного флота ВГУВТ.

На борту — золотой запас страны

Круизный лайнер «Фельдмаршал Суворов» почти тридцать лет блистал и был лидером на Волге. С началом Первой мировой войны пароход сменил профессию. Его передали для нужд армейских перевозок, и роскошное судно занималось транспортировкой грузов. Захлестнувшая страну революция не обошла его стороной.

В 1918-ом пароход, переименованный в «Карла Маркса», участвовал в боевых действиях за Самару. На его палубах красноармейцы установили пушки и пулеметы, чтобы сразиться с белогвардейским бронепоездом, который должен был по мосту через Волгу ворваться в город.

Пароход использовали большевики для эвакуации ценностей из Петрограда, Москвы, Тамбова и Симбирска. На его борту находилось 57 миллионов рублей золотом и 30 миллионов кредитными знаками. В 1919 году пароход вошел в состав Волжской военной флотилии и получил новое название — «Владимир Соловьев». После Гражданской войны судно долго стояло на приколе. Его переоборудовали под плавучий лабаз для перевозки бакалейных и мануфактурных товаров. В 1926 году исторический пароход завершил свою службу.

Читайте также:

Баталии за Волгу: как создавалась волжская военная флотилия.