Найти в Дзене

«Бронепоезд» Варшавского и не только: судьбы, сплетённые БАМом (часть 3)

Продолжаем читать историческую хронику времён БАМа Александра Зяблицева. Пути бамовцев удивительным образом переплетались. Управляющий трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Феликс Ходаковский, сын строителя старого БАМа, начинал на линии Абакан – Тайшет. Начальник УС «Бамстройпуть» Валентин Мокровицкий, ветеран войны, курировал стройку Тайшет-Лена и прошел весь путь до Беркакита. Иван Шестак был тесно связан и с Ангарстроем через Мокровицкого, и с Центральным участком через дружбу с Иваном Варшавским. Судьбы этих людей сплетены БАМом Но особая история – это судьба бригадира Ивана Николаевича Варшавского. Попав на БАМ в 1974 году из Молдавии, он начал, к своему удивлению, с должности начальника ЖКО. Однако быстро доказал, что способен на большее. Собрав бригаду, он отправился на «Малый БАМ» (линию БАМ – Тында – Беркакит), где его коллектив стал настоящим «асами своего дела». Феликс Ходаковский В 1980 году, когда в знаменитом «бронепоезде» – бригаде Валентина Шпенькова – назрел серьёзный ко

Продолжаем читать историческую хронику времён БАМа Александра Зяблицева.

Пути бамовцев удивительным образом переплетались. Управляющий трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Феликс Ходаковский, сын строителя старого БАМа, начинал на линии Абакан – Тайшет.

Начальник УС «Бамстройпуть» Валентин Мокровицкий, ветеран войны, курировал стройку Тайшет-Лена и прошел весь путь до Беркакита. Иван Шестак был тесно связан и с Ангарстроем через Мокровицкого, и с Центральным участком через дружбу с Иваном Варшавским.

Судьбы этих людей сплетены БАМом
Судьбы этих людей сплетены БАМом

Но особая история – это судьба бригадира Ивана Николаевича Варшавского. Попав на БАМ в 1974 году из Молдавии, он начал, к своему удивлению, с должности начальника ЖКО.

Однако быстро доказал, что способен на большее. Собрав бригаду, он отправился на «Малый БАМ» (линию БАМ – Тында – Беркакит), где его коллектив стал настоящим «асами своего дела».

Феликс Ходаковский
Феликс Ходаковский

В 1980 году, когда в знаменитом «бронепоезде» – бригаде Валентина Шпенькова – назрел серьёзный конфликт, для спасения ситуации руководство вспомнило о Варшавском, умевшем «наводить мосты».

Иван Николаевич возглавил коллектив в 1980-м и восемь лет вёл этот «бронепоезд» вперёд. Его бригада укладывала «серебряные» звенья на станциях Ларба, Усть-Нюкжа, Олекма, Хани, Чара, переживая бессонные ночи перед штурмом сложнейших участков у Кодара.

Другой герой, Владимир Степанищев, начинал с рубки просеки под станцию Кувыкта. Позже его бригада строила водопропускные трубы на участке СМП-573, которым руководил Кушигин.

Герой Соцтруда Владимир Степанищев
Герой Соцтруда Владимир Степанищев

А уникальный организаторский талант Степанищева проявился в умении обустраивать быт тысяч людей. В 2001 году, во время ликвидации последствий наводнения в Ленске, он обеспечивал жизнедеятельность палаточного городка на 5000 человек – и все были сыты, помыты и готовы к работе.

Этот опыт затем пригодился на Сахалине и даже на стройке олимпийских объектов в Сочи.

Расскажите, как складывались судьбы ваших товарищей по стройке после БАМа?