Найти в Дзене

Заметить эту проблему можно по нескольким характерным признакам

Заметить эту проблему можно по нескольким характерным признакам: 1️⃣ Невозможность составить план. Попросите ребенка рассказать, как он будет решать задачу или мастерить поделку. Вместо четкого алгоритма вы услышите молчание, отрывочные фразы или описание уже сделанных действий, но не будущих. 2️⃣ «Немое» выполнение сложных заданий. Наблюдая за работой, вы заметите, что ребенок молчит или бормочет что-то несвязное, не имеющее отношения к делу. Он не дает себе вслух или мысленно четких команд: «Сначала нарисую круг, потом его вырежу», «Стоп, я тут ошибся, нужно пересчитать». 3️⃣ Трудности с развернутыми ответами. Такому ребенку чрезвычайно сложно структурировать свои мысли. Он может знать ответ, но не может выстроить его в логичную последовательность: введение, основная часть, вывод. Его рассказ отрывист, непоследователен и часто сводится к простому «да» или «нет». Почему это важно не пропустить❓ Без внутреннего организатора — речи — любая сложная деятельность превращается в хаос.

Заметить эту проблему можно по нескольким характерным признакам:

1️⃣ Невозможность составить план. Попросите ребенка рассказать, как он будет решать задачу или мастерить поделку. Вместо четкого алгоритма вы услышите молчание, отрывочные фразы или описание уже сделанных действий, но не будущих.

2️⃣ «Немое» выполнение сложных заданий. Наблюдая за работой, вы заметите, что ребенок молчит или бормочет что-то несвязное, не имеющее отношения к делу. Он не дает себе вслух или мысленно четких команд: «Сначала нарисую круг, потом его вырежу», «Стоп, я тут ошибся, нужно пересчитать».

3️⃣ Трудности с развернутыми ответами. Такому ребенку чрезвычайно сложно структурировать свои мысли. Он может знать ответ, но не может выстроить его в логичную последовательность: введение, основная часть, вывод. Его рассказ отрывист, непоследователен и часто сводится к простому «да» или «нет».

Почему это важно не пропустить❓

Без внутреннего организатора — речи — любая сложная деятельность превращается в хаос.

Это приводит к неудачам в школе, снижению самооценки и нежеланию браться за что-то новое. Ребенок чувствует себя беспомощным, хотя его интеллектуальные способности могут быть очень высоки.

Что делать?

Эту функцию можно и нужно развивать. Основной метод — «озвучивание» действий. Сначала это делает взрослый. Вы можете начать проговаривать свои действия вслух: «Чтобы испечь пирог, я сначала замешу тесто, потом включу духовку...»

Затем подключайте ребенка вопросами: «Как ты думаешь, с чего нам начать? Что будем делать потом?». С бытовых тем переходите на учебные задачи. Постепенно внешняя речь перейдет во внутреннюю, и ребенок научится управлять собой самостоятельно.

❓Узнали ли вы человека на изображении?

Это Форрест Гамп, герой одноименного художественного фильма. Его внутренняя речь буквальна, не усложнена рефлексией. Собственные планы чрезвычайно просты. Его монолог в фильме — это не анализ, а простое перечисление событий в хронологическом порядке. Здесь мы видим сложный диагноз, следствием которого является нарушение речевой регуляции.

💬 А какие художественные герои с нарушением речевой регуляции деятельности вспоминаются вам?