Найти в Дзене
Светлана Каленик

Мышь, но не летучая.

Оперетта "Летучая мышь". Проходила в театре Музыкальной комедии, что на Итальянской улице, 13. Здание это было построено в 1799 - 1801 годах в стиле раннего классицизма для Ивана Лазаревича Лазарева. Архитектор здания на 1964 год считался неизвестным, но уже в 1999 году в законе Санкт-Петербурга Об объявлении охраняемыми памятниками истории и культуры местного значения № 174-27 автором указан Е.Т.Соколов. Не знаю как вам, а мне было интересно узнать историю Ивана Лазарева. Иваном Лазаревичем Лазаревым он стал не сразу, изначально его имя было Ованес Агазарович Лазарян. Княжеский статус род Лазарянов потерял в начале XVII века, когда персидский шах Аббас I, прозванный в Персии Великим, а в Армении - Ужасным, захватил их родовые земли в Старой Джуге, а населявших их жителей, невзирая на социальный статус, угнал в полон. На протяжении нескольких поколений представители этой семьи, а вместе с ними и отец Ованеса - Агазар Лазарян, оставались в Персии на правах пленников. Впрочем, пленник

Оперетта "Летучая мышь".

Проходила в театре Музыкальной комедии, что на Итальянской улице, 13.

-2

Здание это было построено в 1799 - 1801 годах в стиле раннего классицизма для Ивана Лазаревича Лазарева. Архитектор здания на 1964 год считался неизвестным, но уже в 1999 году в законе Санкт-Петербурга Об объявлении охраняемыми памятниками истории и культуры местного значения № 174-27 автором указан Е.Т.Соколов. Не знаю как вам, а мне было интересно узнать историю Ивана Лазарева.

-3

Иваном Лазаревичем Лазаревым он стал не сразу, изначально его имя было Ованес Агазарович Лазарян. Княжеский статус род Лазарянов потерял в начале XVII века, когда персидский шах Аббас I, прозванный в Персии Великим, а в Армении - Ужасным, захватил их родовые земли в Старой Джуге, а населявших их жителей, невзирая на социальный статус, угнал в полон. На протяжении нескольких поколений представители этой семьи, а вместе с ними и отец Ованеса - Агазар Лазарян, оставались в Персии на правах пленников. Впрочем, пленников почётных: грамотных и разумных людей персидские шахи ценили, так что Лазаряны умудрились занимать при дворе важные должности. Так Агазар Лазарян выполнял деликатные дипломатические поручения шаха. В 1747 году из-за смены власти ему со всей семьей пришлось бежать из страны. Бежал он в Россию, в город Астрахань. Здесь он наладил торговлю дорогими восточными тканями и затем перебрался в Москву.

Когда сыновья Агазара подросли, получив хорошее образование, то каждый отправился в крупный столичный российский город, чтобы развивать отцовское дело. Ованес по праву старшего сына выбрал для себя столичный Петербург. Но в Петербурге сложно было удивить кого-то дорогими тканями и Ованес, который уже сменил имя на Иван, занялся торговлей драгоценными камнями и изготовлением ювелирных изделий. Выделиться из других ювелиров ему помогло умение налаживать связи с нужными людьми.

Так же укреплению положения Ивана Лазаревича способствовал алмаз Дерианур в 182 карата (сейчас камень хранится в Национальной сокровищнице Центрального Банка Ирана в Тегеране).

-4

Откуда он взялся у семьи Лазарян доподлинно не известно, но благодаря ему Иван получил место придворного ювелира, а Екатерина II огромный алмаз в царский скипетр.

С этих пор карьера, а как следствие и финансовое благосостояние, стали идти в гору. Только в Северной столице ему принадлежало несколько домов: на Невском проспекте, на Миллионной улице и на Итальянской улице. Дом на Итальянской был последним из тех, что выстроил придворный ювелир, т.к. умер в 1801 году.

Завещал же Иван Лазаревич своим наследникам вместе с многомиллионным состоянием и обязанность приложить все возможные усилия к благоденствию армянской общины в России.

Дом на Итальянской, 13 изначально имел проезд по центральной оси здания, который был выделен балконом, над окнами второго этажа были сделаны невысокие квадратные окна. Здание реконструировали в 1840 -1846 и в 1892 - 1899 годах, при реконструкции квадратные окна были заменены львиными масками, был добавлен картуш (в архитектуре - мотив в виде обрамлённого завитками щита) и орнаменты на тимпане фронтона. Фронтон - архитектурная деталь, расположенная в верхней части фасада здания, ограниченная по бокам скатами крыши, а снизу - карнизом, а тимпане - треугольная область внутри фронтона.

-5

В 1910 году особняк был выкуплен Петербургским театральным товариществом, после чего произошла ещё одна реконструкция под руководством И.Л.Балбашевского, Я.Максимова и А.Бубыря. На первом этаже был сделан ресторан-кабаре, над ним - театральный зал. При этой реконструкции был уничтожен балкон над проездом, уменьшены по высоте коринфские колонны над входом. Обосновался же здесь Палас-театр.

Фото с сайта citywalls.ru
Фото с сайта citywalls.ru

Но уже в 1938 году в это здание переехал театр Музыкальной комедии о чем я уже рассказывала:

"Летучая мышь" - оперетта австрийского композитора Иоганна Штрауса. Это классический образец танцевальной оперетты с яркими эмоциями, любовными переживаниями под торжественные мотивы вальса и польки.

Изначально оперетта задумывалась как весёлая и праздничная, сейчас же произведение считается новогодней опереттой, так как чаще всего появляется в репертуарах театров под Новый год.

Ну и произведения Штрауса в Вене считаются неотъемлемой частью Рождественских праздников:

За основу сюжета оперетты была взята французская пьеса "Бал в сочельник, или Часы с боем" А.Мельяка и Л.Галеви. Она была создана в 1872 году.

-7

Этот водевиль был популярен в Париже и поэтому его решили поставить в одном из венских театров, но так как директор сомневался, что австрийцы оценят французский юмор, он решил переделать пьесу и сделать ее ближе для австрийцев.

В итоге водевиль несколько раз переписывался, но результат не удовлетворял директора театра. Именно в это время ему посоветовали обратиться к "королю вальса" - Иоганну Штраусу.

-8

Штраус принялся за дело. Либретто, которое написали Карл Хаффнер и Рихард Жене, ему настолько понравилось, что он написал партитуру всего за 6 недель.

Премьера оперетты состоялась 5 апреля 1874 года в венском театре "Ан дер Вин".

-9

Публика холодно встретила постановку, а известный критик Э.Ганслик назвал её "попурри из вальсовых и полечных мотивов". Оперетта была снята с репертуара.

Настоящий успех пришёл в июне 1874 года, когда ее впервые показали на берлинской сцене. Берлинцы встретили её овациями.

Удивлённый директор венского театра вернул оперетту в репертуар и со второго раза зрители смогли оценить ее по достоинству.

В 1947 году "Летучую мышь" решили поставить в Московском театре оперетты, но австрийский вариант показался режиссёрам скучным из-за малого количества комических сцен, поэтому текст был переписан. За это взялись драматурги Николай Эрдман и Михаил Вольпин.

Н. Эрдман и М. Вольпин во время работы над сценарием «Озорные повороты». 60-е годы. Фото с сайта litlife.club
Н. Эрдман и М. Вольпин во время работы над сценарием «Озорные повороты». 60-е годы. Фото с сайта litlife.club

Авторы создали новый сюжет, наполненный шутками и комичными событиями.

Написанное ими либретто было признано очень удачным, и к нему до сих пор часто обращаются театральные режиссёры-постановщики.

Кроме того, популярность оперетты в театральных кругах привлекла внимание кинорежиссёров, и в 1979 году по этому сценарию был снят фильм "Летучая мышь" Яна Фрида (советский кинорежиссёр и сценарист, крупнейший представитель советской музыкальной комедии 1950 - 1980-х годов).

-11

Но сегодня меня ждёт другая "Летучая мышь".

Действие из богатой и пышной Вены начала XX века переносится в Россию конца XIX. С ее русской дачной жизнью времён Александра III: с её спектаклями, танцами, маскарадами, интригами.

Ну что ж, посмотрим, что предложит нам Театр музыкальной комедии на тему летучей мыши)

Единственное, что мне понравилось в сегодняшнем визите в театр - начало вовремя! Браво и низкий поклон!👏

Далее настроение начало портиться. В начале показали непонятный коротенький фильм. О чем, зачем? Потом вышли актеры и появилось впечатление, что они знали текст, но никогда не играли сам спектакль. Мелкие недочеты создавали стойкое ощущение, что я пришла на любительский спектакль.

О новогоднем, праздничном настроении можно и не заикаться, т.к. дело происходит летом на даче. И как-то не вяжется в моем сознании Штраус и русская дача с медведем и кокошниками.

Это не оперетта "Летучая мышь", это легкая комедия ситуаций аля особенности национальной...

Когда артисты начинали петь, а это оперетта и пели они частенько 🤭 то слов было почти не разобрать. От этого смотреть было еще скучнее.

Хотелось праздника, веселья, блеска и легкости, а в итоге полное разочарование. Но и прекрасный повод сходить на настоящую "Летучую мышь" куда-нибудь еще)