Найти в Дзене

Как "движуха" отражается на развитии речи Костика

В конце ноября 2025 года Косте исполнилось 4 года. В последние пару месяцев пошло ускорение речевого развития.
Традиционно для таких случаев шли "капельные" подвижки:
🔸вроде сказал что-то;
🔸ой, ещё один слог добавил;
Оглавление

В конце ноября 2025 года Косте исполнилось 4 года. В последние пару месяцев пошло ускорение речевого развития.

Выбирается Костик из непростой моторной алалии. С двух до трёх лет вообще казалось, что практически ничего не происходит в плане положительной динамики.

Традиционно для таких случаев шли "капельные" подвижки:

🔸вроде сказал что-то;

🔸ой, ещё один слог добавил;

🔸да это, по-моему, на фразу похоже.

✅ После трёх лет стало понятно, что основные речевые структуры включились в работу.

На 1-й и 2-й уровни развития речи мы "вытягиваем" ребенка с установкой "иди к нам, мы тебе поможем". На 3-й уровень "проталкиваем" его, сильно напирая, с посылом "смотри, как вокруг интересно!"

❓Как это отражается на дальнейшей программе развития речи?

В название следующей части статьи вынесу слова Ирины, мамы героя канала Димы.

Нашим алаликам нужна "движуха"

Точнее не скажешь!

Никуда не деться от того, что ведущие типы памяти у ребёнка с алалией: образная и эмоциональная.

🕒❓Когда начинает стрелочка смещаться в сторону слухо-речевой?

✅ Возраст указать сложно, алалия не позволяет нам такой роскоши, как привязка к четким временным указателям.

И все-таки "дорожный знак" присутствует. Это стихи. Как только ребёнок начинает выдавать четверостишия, напевать детские песенки (со словами, конечно), ставим в дневнике развития речи жирный такой, уверенный знак ➕

Начинаем ту самую "движуху", то есть активнейшим образом помогаем ребёнку осваивать культурное пространство, где звучит слово: театры, музеи, библиотеки.

Вот тут родители Костика развернулись! Каждую неделю они планируют поход в музей, в разные интересные места города.

✅ Представлю только небольшой список недавних посещений. Дам его в виде фоторепортажа. Родители мальчика намечали для себя основные цели экскурсии и выбирали лексику, которую старались закрепить в активном словаре.

Зоологический музей

Цель

Тренинг эмоций в Зоологическом музее проходил у витрины, где папа-овцебык защищает детёныша от волков, малыш-овцебык их боится. Дом термитов изнутри - там любопытно, но и неуютно. В музее можно потрогать шерсть разных животных - она мягкая и нежная или жёсткая и неприятная.

Эмоции Костя сейчас различает прекрасно.

✅ Дома играет с папой и мамой в "Угадай, что чувствуем":

🔸папа показывает волка, он злится;

🔸папа смеётся;

🔸мама удивляется;

🔸папа грустный.

И все эти эмоции Костя отражает своей мимикой.

Ого! Это и есть мамонт!?
Ого! Это и есть мамонт!?

Лексика

🔸Прилагательные: шерстяной, шипастый.

🔸Существительные: станция полярника, Антарктида, Арктика.

Морской музей

Цель

Знакомство с морскими профессиями.

Лексика

🔸Модели кораблей: ледокол, транспортный корабль.

Старинные корабли всем интересны.
Старинные корабли всем интересны.

🔸Помещения корабля: рубка, камбуз.

🔸Профессии: капитан, матрос.

Ох, тяжела морская служба!
Ох, тяжела морская служба!

Музей почты

Цель

Показать как работает почтовая служба.

Лексика

Печка, дрова, печать, копилка, посылка, картуз.

Костик в форме почтальона, на голове - картуз.
Костик в форме почтальона, на голове - картуз.

✅ Спрóсите, как связана почта с дровами и печкой?

В музее есть вагон старинного почтового поезда 1870-х годов. За окном зима, в углу вагона печка и дрова. Без них сопровождающие почту служащие непременно замёрзли бы.

Костя разглядывает, как устроена печка изнутри.
Костя разглядывает, как устроена печка изнутри.

Метрополитен

Костя очень любит метро. Его первые рассказы были именно о подземных поездах и машинистах. Поэтому они с папой часто туда спускаются, чтобы посмотреть, как пассажиры заходят в вагоны, ему даже машут рукой машинисты из кабины.

Цель

Создание праздничного настроения. Стокгольмскому метрополитену уже 75 лет. Он нарядно украшен, там выставлены макеты всех электропоездов, которые там ходили за прошедшие десятилетия.

Красивая ёлка в метро.
Красивая ёлка в метро.

Лексика

🔸Макет, бур.

Это новые слова, они добавились к уже имеющемуся изрядному словарному запасу, который касается темы метро.

Макеты заворожили Костю.
Макеты заворожили Костю.

На работе у папы

Цель

Дать представление о том, что стоит за словом "работа", когда папа туда идёт.

Костя почувствовал себя взрослым.
Костя почувствовал себя взрослым.

Лексика

Начальник, коллега.

Что сейчас со словарным запасом у Кости?

Очень широкий кругозор наработан за год. Пусть коротко, одним-двумя предложениями, но Костя может рассказать о многих профессиях:

🚀Космонавт летает в космос.

👨‍🍳 Повар готовит еду. Он работает в ресторане.

🚑 Доктор едет на скорой помощи лечить людей.

✅ Костик прекрасно справляется с заданиями на исключение 4-ого лишнего. Классификационные признаки видит сразу и оречевляет их.

✅ Неплохо составляет небольшие описательные рассказы, пока с опорой на вопросы папы. Но какие-то сведения добавляет и по своей инициативе.

✅ Всё шире игровые сюжеты. Костя играет и дома, и в садике. Ходит он туда охотно. Там звучат ещё два языка: шведский и английский. Костя понимает, что ему говорят дети и воспитатели. Сам редко использует шведские и английские слова, отвечает в основном по-русски.

Костя каждый день занимается с папой по многочисленным пособиям.
Костя каждый день занимается с папой по многочисленным пособиям.

✅ С Костиком много занимаются развитием мелкой моторики. Он рисует, вырезает, лепит.

Раскрашивает гуашью, весьма аккуратно, надо сказать.
Раскрашивает гуашью, весьма аккуратно, надо сказать.

Что дальше?

В планах по логопедии: 🔸постановка звуков

🔸дальнейшая работа над связной речью

🔸работа над вопросно-ответной формой диалога.

Другие задачи

С четырёх до пяти лет нужно через проговаривание заложить многие поведенческие нормы. Это будет служить внешним регулятором поведения: сказал - осознал - попытался следовать поведенческой установке. К пяти годам этот навык постепенно переведется во внутренний план. И на всю дальнейшую жизнь будет служить социальной нормой поступков.

Ведь речь - это не только основа коммуникации и великий организатор мыслительной деятельности, но и регулятор осознанного поведения человека.

Всем успехов в развитии речи!