Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

5 советских фильмов, которые не показывали в СССР вплоть до перестройки

Оглавление

Многие фильмы в Советском Союзе были забракованы еще на этапе разработки и написания сценария. Но зачастую даже те картины, которые вот-вот должны были выйти в прокат, разворачивались цензорами и пылились на полке по десять, а то и двадцать лет. Сегодня расскажем вам о пяти фильмах, которые не показывали вплоть до перестройки из-за цензуры. Или были подвергнуты ей настолько, что сильно отличались от оригинальной, режиссерской версии.

Стрелы Робин Гуда

Год: 1975.
Режиссер: Сергей Тарасов.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,4.
Рейтинг IMDb: 6,8.

-2

Музыка для фильма «Стрелы Робин Гуда» была написана полузапрещенным советским бардом и поэтом Владимиром Высоцким и включала в себя шесть песен, в том числе «Балладу о борьбе» и «Балладу о любви». Режиссерская вольность не прошла мимо бдительных глаз цензоров. В рекомендации сценарной редколлегии Госкино СССР от 9 декабря 1975 года говорилось, что «характер исполнения баллад актером В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев». И «обилие вышеуказанных «зонгов», бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма».

В итоге саундтрек был изменен до неузнаваемости. Раймонд Паулс написал новую музыку, на которую были положены стихи поэта Льва Прозоровского. Но справедливость была восстановлена. В 1982 году, уже после смерти Высоцкого, Сергей Тарасов снял фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», в котором были использованы четыре песни барда из изначальных шести. А в 1987 году по телевидению была наконец показана изначальная, «режиссерская версия» картины, включавшая в себя все шесть баллад.

Отпуск в сентябре

Год: 1979.
Режиссер: Виталий Мельников.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9.
Рейтинг IMDb: 7,7.

-3

Фильм Виталия Мельникова по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» заслужил высокие оценки кинокритиков и звание «выдающегося». Но признание к картине пришло не сразу. Сам режиссер рассказывал: «Картину в Останкино приняли хорошо — с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждет удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже (скорее всего из-за ввода советских войск в Афганистан)». Потом на ТВ ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки».

Актер Олег Даль не дожил до премьеры фильма, она состоялась только через шесть лет после его смерти. В конечном итоге его работа была оценена по заслугам, и фильм нашел своего благодарного зрителя.

Интервенция

Год: 1968.
Режиссер: Геннадий Полока.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1.
Рейтинг IMDb: 6,8.

-4

Еще одна картина, которая была положена на полку из-за участия в ней Владимира Высоцкого, на этот раз уже в качестве актера. После впечатляющего успеха «Республики ШКИД» режиссеру было поручено снять фильм по пьесе Льва Савина «Интервенция». Геннадий Полока решил сделать из пьесы про революционную Одессу 1919 года запоминающийся яркий проект и быстро набрал известных актеров: Ольгу Аросеву, Ефима Копеляна и Валерия Золотухина. По рекомендации Всеволода Абдулова, проходившего пробы на роль сына мадам Ксидиас, в картину был приглашен Высоцкий.

Однако цензорам фильм категорически не понравился. Председатель Госкино Алексей Романов отзывался о нем так: «Фильм «Величие и падение дома Ксидиас» (оригинальное название картины) — очевидная творческая неудача киностудии «Ленфильм» и режиссера Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения ... и тем самым допустивших серьезные идейные просчеты». После этого съемочная группа была вынуждена обратиться с письмом к самому Брежневу, но тщетно — ответа не было. Фильм был восстановлен и выпущен в прокат только в 1987 году, пролежав на полке почти 20 лет.

Проверка на дорогах

Год: 1971.
Режиссер: Алексей Герман.
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1.
Рейтинг IMDb: 7,9.

-5

Фильм посвящен сложной теме — сотрудничеству с врагами во времена Великой Отечественной войны. По сюжету русский предатель, роль которого исполнил Владимир Заманский, добровольно сдается советским партизанам с целью искупить свою вину за переход на сторону противника.

Лазарев, главный герой, сдаваясь своим, твердо знал, что его ждет неизбежная смерть. Если даже ему чудом поверят и он переживет голод, морозы и уцелеет в неравных боях с немцами, то в конце его будет ждать трибунал. Лазарев уже считает себя мертвым и опозоренным, ему больше некуда идти и осталось только одно желание — остаться человеком. Сам Владимир Заманский считал эту роль самой лучшей в карьере.

В 1971 году фильм запретили, так как чиновники Госкино посчитали его дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны. Но впоследствии картина все же вышла в прокат в 1985 году, была отмечена Государственной премией СССР, а также премиями на фестивалях в Югославии, Нидерландах и Австралии.

Комиссар

Год: 1967.
Режиссер: Александр Аскольдов.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9.
Рейтинг IMDb: 7,5.

-6

В фильме рассказывается история о комиссаре Красной армии Клавдии Вавиловой, роль которой исполнила Нонна Мордюкова. Героине предстоит стать матерью. Она покидает полк и попадает в многодетную семью бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). Родив сына, Вавилова принимает тяжелое решение оставить его в еврейской семье, а самой идти и продолжать сражаться на фронтах Гражданской войны.

Однако фильм был признан идеологически вредным и не выпущен на экран. Все материалы по картине (негатив, позитив, фонограммы, срезки негатива и позитива и др.) в соответствии с приказом председателя Комитета по кинематографии Алексея Романова от 28 июля 1968 года были переданы на хранение в Госфильмофонд СССР. Существует версия, что материалы фильма подлежали уничтожению, но экземпляр ленты спас режиссер Сергей Герасимов, автор фильмов «Тихий Дон» и «Юность Петра».

Премьера состоялась только спустя 20 лет, в 1987 году, на Московском международном кинофестивале. Впоследствии фильм получил множество международных наград на фестивалях в Бельгии, ФРГ, ГДР, Израиле, Франции, Португалии, США и Нидерландах. А Нонна Мордюкова была названа Британской энциклопедией среди десяти лучших актрис XX века. Этот фильм стал единственным художественным фильмом режиссера Александра Аскольдова.

Читайте также: