Найти в Дзене

«Радость праведных», 2 часть

Как прекрасна тонкая материя прикосновения к процессу великого творенья. От замысла до воплощения. От создания эскиза до создания шедевра. Должно быть, в художественной мастерской Васнецова царила непередаваемая атмосфера. Эх... хоть бы одним глазком подсмотреть) «…Я крепко верю в силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, — это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства. Пусть мое исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному. Ты, конечно, поймешь, что я не отвергаю искусство вне Церкви, — искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа — где оно может, — но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений.

Как прекрасна тонкая материя прикосновения к процессу великого творенья. От замысла до воплощения. От создания эскиза до создания шедевра. Должно быть, в художественной мастерской Васнецова царила непередаваемая атмосфера. Эх... хоть бы одним глазком подсмотреть)

-2

«…Я крепко верю в силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, — это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства. Пусть мое исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному.

-3

Ты, конечно, поймешь, что я не отвергаю искусство вне Церкви, — искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа — где оно может, — но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений.» В.Васнецов

-4

И тут стоит отдать должное- создание православной живописи проходит определенные этапы, присущие этому направлению. Формы, каноны, правила. Васнецовский стиль чуть сглаживает острые углы, рождая то, что еще никому не было под силу.

-5

Как по мне, образы из-под руки Васнецова схожи по манере подачи с Билибинскими. Те же чуть нахмуренные брови, та же драматичная подача женских образов и брутальная подача мужских. Об этом достаточно материала в сети, а пока давайте вернемся к экспозиции.

-6

В рамках выставки «Радость праведных. В.Васнецов» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) представлены произведения, созданные художником в 1880-1910 гг. Согласитесь, большой промежуток времени. Здесь мы можем стать свидетелями того, как велась кропотливая работа над деталями, нашедших свое начало в эскизах для росписей собора Александра Невского (Варшава), Георгиевского собора (Гусь-Хрустальный), храма Воскресения Христова (Санкт-Петербург), Спасской церкви (ус. Абрамцево).

-7

Особенное внимание заслуживают созданные Васнецовым в конце 19 в. разработанные образы для Владимирского собора (Киев).

Доминантами выставки являются трехчастная композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (1889-1890 гг.), триптих «Евхаристия» (1911 г.) и эскизы росписей Владимирского собора в Киеве «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси» (1895-1896 гг.).

-8

И это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Уверяю Вас, как только вы попадете в первый зал, вы забудете обо всем! «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос», «Страшный Суд», «Крещение Руси» и другие масштабные работы задают особое настроение.

-9

У каждого полотна свое настроение. Один только грозный взгляд Саваофа чего стоит. Не говоря про то, что «Страшный суд» до того детально прописан, что изучать его можно до бесконечности. В соседних залах представлены работы меньшего формата. И я, как большой ценитель библейских композиций, больше всего выделила именно проекты росписей стен собора св.Владимира (Киев) - «Грехопадение.Ева и Змий», «Блаженство Рая», «Труды прародителей» и эскиз орнаментальной росписи.

-10

-11

Обратите внимание, как прекрасен и чист был язык художника, цитата из его письма «…чувствую, что ничего толком не выскажу и не умею, и трудно высказать то, что внутри души копошится и волнуется, и до слез иногда, и других бы заставил плакать, как бы сила да мощь! ...Хотя бы малую искорку духа Божия отразить в картине — и то великое счастье; хоть только не оскорблять нашего великого и святого искусства своим утлым мараньем, и то уже ослабление адских мук бессилья!».

-12

-13

-14

-15

-16