Роман Канцеров – одна из главных звезд нынешнего сезона FONBET КХЛ. В 21 год форвард и воспитанник «Металлурга» успел взять с командой Кубок Гагарина и стать лидером регулярки по заброшенным шайбам! А еще его ждут за океаном – за Романом внимательно следит «Чикаго», задрафтовавший россиянина в 2023 году.
Мы пообщались с молодым магнитогорским талантом и главным снайпером нынешнего сезона КХЛ. В интервью Metaratings.ru Канцеров рассказал:
- за счет чего так прибавил в голевых навыках;
- какой в работе Андрей Разин;
- как реагирует на внимание фанатов «Чикаго»;
- кем хочет стать после окончания карьеры.
«Успех хоккеиста на 90% состоит из труда и только на 10% из таланта»
– Расскажи про свои корни. У тебя татарское происхождение?
– Да, мой отец татарин, несмотря на то, что родился в Минеральных Водах. У него татарские корни от родителей.
– Соблюдаешь какие-то традиции?
– Не особо. Веду обычный образ жизни, но при этом не забываю о своих корнях. Я люблю татарскую кухню: конину, эчпочмак, казылык. Мне очень нравятся эти традиционные блюда.
– Откуда у тебя такие спортивные гены? От папы?
– Не знаю, просто я сам по себе работоспособный. Родители занимаются спортом, но не профессионально. Папе 53 года, а маме 41. Они ходят в зал и занимаются фитнесом практически каждый день. Стараются держать себя в хорошей форме. Мне повезло с генетикой, телосложение крепкое, но многое также зависит от тренировок. Нужно каждый день стремиться к лучшей версии себя.
– Как расставишь в процентах талант и труд?
– Мне всегда говорили, что успех хоккеиста на 90% состоит из труда и только на 10% из таланта. На одном таланте можно вывезти только в детстве, со временем все начинают выравниваться. Также очень важно мышление: ты можешь быть крепким, но если ты тугодум, то далеко с этим не уйдёшь. В нашей профессии спортивная хитрость очень важна. В целом, это касается не только хоккея, но и обычной жизни.
– Сейчас как раз тренд на атакующий хоккей. Как тебе такая тенденция? Вы лидируете в чемпионате с похожим стилем.
– Просто у нас такой подбор игроков: все быстрые, юркие, невысокие, но очень наглые и неуступчивые. Я рос во времена Мозякина и Зарипова, которые не играли в «бей-беги», а показывали настоящий хоккей. Сейчас нам прививают североамериканский стиль: движение вперёд, всё через забросы… Мне больше по душе полный контроль шайбы. Соперник пытается её отнять и тратит больше сил. В ином случае приходится постоянно бороться за шайбу, втыкаться – это тоже надо уметь, но играть так на постоянной очень тяжело.
– В Магнитогорске финская площадка – 60х28. Как себя чувствуешь на ней, комбинировать проще?
– На самом деле, особо разницы не замечаю. Наверное, я уже привык.
– Есть мнение, что хоккей на узких площадках более примитивный. Согласен с этим?
– Возможно хоккей на канадской площадке более зрелищный, так как она меньше. Можно создавать больше моментов. Мне рассказывали, что Здено Хара в НХЛ разрывал всех, так как мог перекрывать зону своими габаритами, а после переезда в Россию во время локаута ему было тяжело играть на большой площадке. Он просто не привык к тому, что надо так много двигаться. Я смотрю хайлайты из финской лиги – там просто аэродромы, а не площадки! Думаю, что в этом тоже есть своя зрелищность.
– Можешь назвать команды, против которых наиболее тяжело и соответственно интересно играть?
– Со всеми командами трудно. У нас всё по классике: против Омска играть тяжелее всего. Это всегда прямой конкурент, мы по-особенному настраиваемся именно на «Авангард».
– А что насчёт конкретных игроков?
– Мне интересно играть против Да Косты и Голышева – это очень мастеровитые игроки, которые интересно мыслят. У нас в команде есть ребята похожего типа: Кузнецов и Ткачёв. Мне нравится, когда напарник может отдать любую передачу, а ты, в свою очередь, подчищаешь за него в обороне или помогаешь впереди. Это тяжёлая работа, но она меня устраивает.
– В нынешнем сезоне ты играешь позиции центрального, причём первого звена. Ты универсал?
– Получается, что так. Для меня это развитие и определённое хоккейное разнообразие, так как я привык играть на фланге. Пока что игра на точке – не самая моя сильная сторона, но я всегда максимально настраиваюсь на вбрасывания. Мне нравится играть в центре, но мне нужно подтянуть единоборства и развить выносливость, чтобы успевать играть впереди.
– Расход клюшек не увеличился при смене амплуа? Ведь не секрет, что на вбрасываниях нагрузка на крюк совсем другая.
– Пока не заметил разницы, флекс я тоже не стал менять. Слава Богу, пока что получается неплохо.
– Против кого сложнее всего было играть на вбрасывании?
– Маклауд, Прохоркин и Ткачёв из «Сибири». Против них вставать на точку тяжеловато, но для меня это не имеет значения. На вбрасывании важна не только сила, но и мышление. За счёт техники можно обмануть оппонента.
«Лучше потихоньку набирать очки, чем бахнуть хет-трик и затихнуть на два месяца»
– Ты лучший снайпер лиги. Расскажи как это делаешь?
– Думаю, тут всё сработало в совокупности: классные партнёры и то, как я настроил себя на этот сезон. В прошлом году я начал чемпионат с травмы и вернулся на лёд только в конце октября. В этот раз начало сезона удалось. Нужно продолжать делать своё дело и ни в коем случае не останавливаться. Передо мной всегда стоит цель с каждым годом развиваться всё больше и больше. Командные успехи для меня, безусловно, не менее важны.
– Какую планку ставишь по очкам к концу сезона? Задумывался?
– Нет, стараюсь об этом не думать. Постоянно вижу рейтинги лучших бомбардиров КХЛ, но стараюсь не обращать на них внимания. Самое важное – это настрой на следующую игру.
– Вашу тройку с Ткачёвым и Силантьевым сравнивают с Коваржем, Мозякиным и Зариповым. Как тебе такое?
– Всё циклично, история повторяется. Будем стараться удерживать нашу троечку в топе. Это не наши личные цели, просто втроём мы сможем помочь команде побеждать. Для нас наиболее важен командный результат, поскольку наша единственная цель – это Кубок Гагарина.
– Как справляешься со спадами?
– Всегда бывают такие периоды. Профессионализм придёт вместе со стабильностью, нужно научиться держать свой уровень. Можно забросить три шайбы в матче, а потом затихнуть на два месяца. Лучше потихоньку набирать очки, с каждым разом улучшая свою игру.
– Ты проводишь третий сезон в КХЛ. Насколько сильно ты изменился в психологическом плане? Чувствуешь себя мужичком?
– Мне всего 21 год, не хочу стариться раньше времени. Ощущаю себя прекрасно, уверен в своих силах. Всё складывается так, как должно сложиться.
– Можешь вспомнить свой самый тяжёлый этап в карьере?
– Были сложности, когда меня только-только подняли в первую команду. Не мог привыкнуть к скоростям и к тому, как быстро принимаются решения на льду. Мои действия считывали на раз-два, перехватывали все передачи. В первый месяц у меня ничего не получалось и я практически не набирал очки. Я усердно работал, и мои старания были вознаграждены. После завоевания Кубка у меня чуть изменилось мышление: казалось, что из новичка я превратился в заматерелого игрока.
«Самый запоминающийся совет Разина: «Ромарио, не психуй!»
– Что можешь сказать об Андрее Владимировиче Разине?
– Его тренерская система мышления мне полностью импонирует, мне нравится наш стиль игры. Многим новым ребятам пришлось привыкать в этой системе, так как она уникальна: ни в других командах КХЛ, ни в Северной Америке такого не встретишь. Вот этим мы и отличаемся.
– А какой он человек? Очень вспыльчивый?
– Да, особенно в раздевалке. Это мы его нервируем. У каждого случается всплеск эмоций, это нормально. Я тоже могу разозлиться, если ничего не получается, но я стараюсь минимизировать такие моменты. Главное – успокоиться и настроить голову на правильные действия.
– Кто ставит игру в команде? Сам Андрей Владимирович?
– «5 на 5» ставит Андрей Владимирович, игрой в неравных составах занимаются его помощники. Не могу сказать наверняка, тренеры сами решают, кто за что отвечает. Не знаю, как это всё устроено на самом деле. Я слышал, что есть тренеры, которые пытаются все контролировать и ограничиваются номинальными помощниками. Чаще всего получается полный бардак. Зачем куда-то лезть, если тебе помогают такие профессионалы? Иногда это и есть ответственность – грамотно делегировать полномочия.
– Какой совет Андрея Владимировича запомнился больше всего?
– «Ромарио, не психуй!» Андрей Владимирович говорит так, когда у меня что-то не получается.
– У тебя есть какие-нибудь суеверия?
– Стараюсь запоминать всё, что делал перед удачными матчами. Видел, что у Хенрика Лундквиста все разминки перед играми абсолютно идентичные. Думаю, у каждого спортсмена есть свои приметы и ритуалы.
– В золотой сезон молодые действительно использовали трэш-ток во время плей-офф?
– Да, у нас Гребёнкин любил так поговорить. Всё-таки уступать не хотелось. Я стараюсь быть молчаливым, но если эмоции переполняют, то можно сказать что-то жёсткое, но в рамках разумного. Все средства хороши для победы, Кубок есть Кубок.
– Как праздновал завоевание Кубка?
– Сначала было опустошение: вообще не понимал, как это произошло, но был безумно счастлив. Потом мы вернулись в Магнитогорск, где нас встретили фанаты. Я, наверное, три дня отвечал на сообщения с поздравлениями. Затем у меня был день с Кубком: я свозил его к друзьям, родителям и в учебное заведение. После этого я съездил на обследование и мне сказали, что нужно перенести операцию на плечо, поэтому я не успел отпраздновать должным образом. Чуть-чуть был расстроен из-за этого, поскольку хотел быть вместе с пацанами. После операции я не мог расслабиться, в первую неделю преследовала адская боль.
– На что потратил премиальные?
– Счастье любит тишину. Буду скромным и скажу, что доверил родителям расходование этих средств.
«Просто хочу стать примером для молодых пацанов»
– У многих хоккеистов контрактный сезон получается прорывным по статистике. У тебя тот же случай?
– Честно говоря, даже не задумывался об этом. Конечно, каждый хоккеист размышляет над своим будущим, когда у него крайний год контракта, но сейчас все мои мысли направлены на успехи «Металлурга». Мне не приходили конкретные предложения из-за океана, так что я продолжаю спокойно делать своё дело. Неважно, первый у тебя год контракта или последний.
– Нашивка ассистента придаёт тебе уверенности?
– Да. Мне было очень приятно, когда я узнал, что доверили такую важную роль, хоть и третий номинальный ассистент. Стараюсь придавать ребятам уверенности своими действиями на льду, а в раздевалке речи толкают более опытные ребята. Я просто хочу стать примером для молодых пацанов и доказать, что благодаря усердной работе можно достичь больших успехов.
– Кто из тренеров взял тебя под крыло, когда ты только пришёл в первую команду?
– В КХЛ, конечно, Андрей Разин. Он просто дал мне шанс, а я им успешно воспользовался. Но не было такого, что он персонально занимался со мной на каждой тренировке, я чаще отрабатывал броски с Юрием Трубачёвым.
Когда я только пришёл в команду, капитаном был Егор Яковлев – он во многом старался помогать. Сейчас он делегировал свои полномочия, но смог вернуться на прежний уровень. Егор поменял свой подход к делу, и это ему помогло. Видно, что в нём всё ещё горит желание становиться лучше. Оно было всегда, но иногда что-то не получалось из-за внешних факторов.
– Тебе импонирует путь Яковлева? Он ведь многим помогает, но не афиширует.
– Егор очень хороший человек. Ещё одно классное качество – это его медийность. Яковлев постоянно появляется в соцсетях, снимается в рекламах. Сейчас мне некогда этим заниматься, поскольку передо мной стоят другие задачи, но всему своё время. Я очень уважаю Егора за все его заслуги и на его примере понимаю, что мне есть к чему стремиться. Надеюсь, что в итоге у меня будет не меньше достижений. При всём этом не стоит кому-то подражать и на кого-то ориентироваться, у каждого свой путь.
– А кто из игроков тебе импонирует?
– В прошлом году мне очень нравился Максим Шабанов. Мне кажется, что у нас есть что-то общее. Макс для меня очень силён, мне нравится его катание. К сожалению, сейчас у него не всё складывается в НХЛ, но на это могут быть разные причины: не подошла система или сложились не самые лучшие отношения с тренером. Егор Яковлев, например, рассказывал мне, что в «Нью-Джерси» ему чуть-чуть не повезло с тренером. Я желаю Шабанову большой удачи.
Также мы следим за нашими ребятами. Наблюдаю за тем, как складываются дела у Юрова в «Миннесоте». Хочется, чтобы ему начали больше доверять. Сейчас Дане нужно немного потерпеть, и со временем всё придёт. Также я очень рад за Гребёнкина, который играет в основе «Филадельфии». Это очень хорошо.
«Мечтаю путешествовать по Европе и посетить финал ЛЧ»
– С тобой связывается «Чикаго», кем ты задрафтован? О чём общаетесь?
– Мне пишут менеджеры и глава скаутинга. Поздравляют с победами и говорят, чтобы я продолжал в том же духе, так как они видят мой прогресс. Приятно, что на меня обращают внимание, но я не обольщаюсь, поскольку у них в системе много игроков. Раз в месяц мы созваниваемся насчёт того, что можно улучшить в моей игре. Стараюсь подчёркивать свои акцентные индивидуальные действия. Это важно.
– У Малкина как раз последний год контракта с «Питтсбургом». Вдруг он вернётся в Магнитогорск, а ты не успеешь с ним сыграть?
– Да, я слышал об этих слухах. Было бы очень классно сыграть вместе с таким мастером. У меня был шанс выйти на лёд с Малкиным в прошлом году, когда звали на прощальный матч Сергея Мозякина, но у меня была травма плеча. Я очень хотел принять участие, но, увы, не получилось. Если Евгений действительно вернётся в «Металлург», то это будет очень классно для города. Посмотрим, как всё сложится.
– Твои голы выставляют в соцсети «Металлурга». Фанаты «Чикаго» просто сходят с ума. Следишь за этим?
– Не особо слежу, но мне приятно это слышать. Иногда мне пишут в личные сообщения, так что я понимаю, что за мной действительно наблюдают за океаном. Конечно, хотелось бы ощутить эту североамериканскую атмосферу. Мне кажется, там каждый стадион похож на «G-Drive Арену» или «СКА-Арену». Я был в лагере развития «Чикаго» прошлым летом, но, к сожалению, так и не попал на их основную арену. Мне было бы очень интересно посмотреть на неё.
– Если ехать в НХЛ, то когда?
– Всему своё время. При принятии такого важного решения нужно учитывать множество факторе. В НХЛ придётся идти по головам, потому что в команде по 5-6 конкурентов за место в основной команде. Необходимо доказать, что ты действительно заслуживаешь этого больше, чем остальные. Кто знает, может мне удастся уехать в следующем году. Посмотрим. Сейчас у «Чикаго» идёт перестройка, так что есть большой шанс зацепиться за место в составе. К тому же в команде доверяют молодым.
– Мечтаешь об участии на Олимпиаде?
– Дай Бог, что нас вернут на международную арену. Я считаю, что мы заслуживаем золота на чемпионате мира. Выиграть Олимпиаду – это огромная привилегия, так как она проходит раз в четыре года. Хоккейный век не такой уж и длинный, так что у тебя есть всего три попытки, чтобы взять олимпийское золото. Тут один труд не поможет, нужна магия удачи.
– Кто держит раздевалку в «Металлурге»?
– Как ни странно, Артём Минулин перед играми любит что-то сказануть. Он ещё и переводчик крутой, потому что играл в Северной Америке. Мы шутим над ним, что он засланный.
Также наш капитан Лёша Маклюков может что-то сказать. Женька Кузнецов разбавляет атмосферу, любит пошутить и посмеяться. С его приходом в раздевалке стало больше позитива.
– Кузнецов что-то подсказывает тебе на точке вбрасывания?
– Да, он даёт мне советы. Стараюсь применять это всё на деле, но мне ещё многому предстоит научиться. Также нужно иметь контакт с судьями, вежливо с ними обращаться. У них тоже очень опасная работа.
– Что бы ты поменял в КХЛ?
– На игру и правила жаловаться не буду. В КХЛ хотят повысить зрелищность, и я только «за» эти нововведения. Это здорово, так как хоккей становится более интересным и популярным в нашей стране. Какие-то нюансы и организационные моменты могли бы поднять престиж лиги.
– Какой для тебя идеальный выходной?
– Сходить после игры на командный ужин и чуть-чуть расслабиться. На следующий день встать в любой время, вкусно позавтракать и провести лень либо с семьёй, либо с девушкой. Прогуляться, подышать свежим воздухом. Недавно ездили с Русланом Исхаковым на картинг, мне понравилось. Только в этом году узнал, что у нас есть трасса за городом.
– За какими видами спорта следишь?
– Чуть-чуть слежу за Формулой-1, теннисом и футболом. Понравилось, как московское «Динамо» подкололо Макса Комтуа, развесив на его шкафчике картинки с «Реалом». Вообще, я мечтаю попутешествовать по Европе и посетить любой футбольный матч в Каталонии или Италии. В идеале, конечно, финал Лиги Чемпионов.
– Кто из футболистов нравится?
– Коул Палмер из «Челси».
– У тебя есть какие-то ограничения по питанию? Может, в клубе что-то под запретом?
– У нас нет строгих ограничений, но лично я стараюсь не есть много мучного. Егор Коробкин на меня злится, потому что у него пузико, а я могу брать много десертов и не поправляться (смеётся). Я люблю сладкое, но стараюсь себя ограничивать. Если съем много мучного, то перехожу на овощи.
– С кем из знаменитостей хотел бы пообщаться?
– С Максом Ферстаппеном. Это было бы интересно. Из актёров мне нравятся Сергей Бурунов и Александр Петров, поскольку я люблю сериал «Полицейский с Рублёвки». Из Голливуда, конечно, всех бы хотелось увидеть: Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Том Холланд…
– Кем себя видишь после завершения карьеры?
– Пока что не вижу себя на тренерском мостике, опыта маловато. На данный момент могу только молодым пацанам что-то подсказать. Генеральный менеджер – это уже что-то интересное. Я как раз пошёл в магистратуру на управление в сфере физической культуры. Скаутинг меня тоже привлекает, но придётся постоянно летать. Также нужно уметь грамотно составлять отчёты. Тяжёлый вопрос.
– Что для тебя главное в жизни?
– Жизненные ценности всегда на первом месте: нужно оставаться хорошим человеком, не забывать друзей и близких, поддерживать связь, даже если не всегда получается. А в хоккее нужно быть по-спортивному наглым, но честным. Это все видят и ценят.
«Я никогда раньше не видел такого хоккея, как у Козырева в «Северстали»: интервью Никиты Камалова
«Fan ID в хоккее не нужен, это всё профанация»: Шуми Бабаев – о сезоне КХЛ и старте Овечкина в НХЛ
«Предложения из НХЛ не стоили того, чтобы уезжать из России»: интервью Максима Комтуа