Екатерина КУЛЕБЯКИНА, врач-психиатр высшей категории
__________________________________________________________________________________________
(Доклад на встрече со школьными психологами и педагогами наукограда Обнинск)
Когда нужно направлять ребенка к психиатру, чтобы не опоздать?..
Здоровье (по определению ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Психическое здоровье – это отсутствие четко определимого психического расстройства при наличии определенного функционального резерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-эмоциональные стрессы и экстремальные ситуации.
Хочется акцентировать внимание на словах: «отсутствие четко определимого психического расстройства», т.е. «не хочет учиться», «он меня не слушает» - это родительская некомпетентность, а не психическое заболевание. Ни таблеточки, ни «психотренинг», ни «вы ему скажите» не являются решением этой проблемы.
Психическая норма – это индивидуальная динамичная совокупность психических свойств определенного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями.
…динамичная – т.е. меняющаяся по возрасту. Когда ученик начальных классов обращается за помощью к педагогу для разрешения конфликта взаимоотношений – это норма. (Очень горько, когда он в ответ слышит от родителя или педагога: «Это твои проблемы, разбирайся сам.»). Если и после 10 лет ребенок не научился решать эти вопросы самостоятельно – это проявление незрелости. В тоже время вполне адекватно, если ученик среднего звена совместно с педагогом решает организационные вопросы, неподвластные ему. Идеально, когда старшеклассники общаются с педагогом, как со старшим партнером, наставником.
…адекватно – т.е. соответственно своему возрастному, гендерному и социальному статусу. Нелепо, если девочка, решая свои проблемы, лезет в драку; нелепо, если мальчик начинает плакать. Неприемлемо, если ребенок не умеет дифференцировать личное и коллективное, крича на весь класс: «Подождите, я не успел». Крайне раздражает, если избалованный ребенок присваивает себе права, равные взрослому.
… адаптироваться для выполнения своих функций – т.е. оказавшись в меняющейся среде, ребенок наблюдает, а затем выбирает наиболее подходящую ему социальную модель поведения. Эта модель (социальная роль) может правильной или неправильной, в зависимости от доминирующих в его сознании ценностей.
Т.о., в рамках современной школы, основным критерием психического здоровья учащегося является соответствие своим социальным функциям (ролям) и способность пластично меняться для соответствия оным.
Социальная роль - образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе («Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…»).
Основные социальные роли для школьника: член семьи, ученик, друг (ситуационные роли здесь не рассматриваем). Несоответствие какой-либо одной роли может быть обусловлено чисто внешними причинами: накопившиеся пробелы в учебе приводят к нарушению соц.роли «ученик»; изменение состава семьи (развод родителей/ появление в семье мачехи / отчима / младшего ребенка) может нарушить соц. роль «член семьи»; переход в новую школу, переезд в другой город разрушает соц.роль «друг». При этом, психически здоровый ребенок способен самостоятельно искать пути решения конкретного несоответствия, заводя знакомства, обращаясь к старшим.
Неспособность адаптироваться для выстраивания дефицитарной роли может свидетельствовать о незрелости или недостаточности внутренних ресурсов ребенка. В наиболее тяжелых случаях дезадаптация достигает уровня невротического или аффективного расстройства. При этом важным критерием остается сохранность остальных социальных ролей и готовность ребенка к принятию помощи. Например: при смене школы у ребенка соц.роль «друг» становится дефицитарной. Но он дает себе время присмотреться к окружающим и реализует себя в роли «ученик», сохраняя или даже усиливая на время, свою роль «член семьи». А вот если в это же время дефицитарной является роль «члена семьи» (развод родителей, появление отчима, эмоциональная холодность в семье) или «ученика» (слабые знания, плохое поведение), то риски декомпенсации гораздо выше. (Некоторым примером этого может служить мульфильм «Головоломка», когда из-за переезда у девочки разрушилась социальная роль «друг», что наслоилось на бытовую неустроенность). Безусловно усугубляющим фактором является отказ ребенка от предлагаемой помощи.
Т.о. для школьного психолога, педагога несоответствие учащегося одной из социальных ролей является поводом для оказания помощи. А вот поводом для направления ребенка к психиатру должно служить несоответствие двум и более социальным ролям.
Екатерина КУЛЕБЯКИНА, врач-психиатр высшей категории