Найти в Дзене
Мой гениальный мозг

Как работать с информацией, чтобы её запоминать: системы и стратегии улучшения памяти

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что волнует практически каждого человека, который учится, развивается или просто хочет эффективно усваивать новую информацию в нашем перегруженном информацией мире. Речь сегодня пойдёт о памяти, но не о той абстрактной способности что-то помнить или не помнить, а о конкретных, научно обоснованных стратегиях работы с информацией, которые превращают процесс запоминания из лотереи в управляемый и предсказуемый процесс. Многие люди относятся к памяти как к чему-то фиксированному и неизменному, как к врождённому таланту, которым одни люди обладают, а другие нет. Вы наверняка слышали фразы вроде "у меня плохая память" или "он просто одарён феноменальной памятью", как будто память — это некая данность, с которой невозможно ничего поделать. Но современная нейропсихология убедительно доказывает, что это глубочайшее заблуждение. Память не является пассивным хранилищем, куда информация либо попадает, либо не попадает случайным образом
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сегодня мы поговорим о том, что волнует практически каждого человека, который учится, развивается или просто хочет эффективно усваивать новую информацию в нашем перегруженном информацией мире.

Речь сегодня пойдёт о памяти, но не о той абстрактной способности что-то помнить или не помнить, а о конкретных, научно обоснованных стратегиях работы с информацией, которые превращают процесс запоминания из лотереи в управляемый и предсказуемый процесс.

Многие люди относятся к памяти как к чему-то фиксированному и неизменному, как к врождённому таланту, которым одни люди обладают, а другие нет.

Вы наверняка слышали фразы вроде "у меня плохая память" или "он просто одарён феноменальной памятью", как будто память — это некая данность, с которой невозможно ничего поделать. Но современная нейропсихология убедительно доказывает, что это глубочайшее заблуждение.

Память не является пассивным хранилищем, куда информация либо попадает, либо не попадает случайным образом.

Память — это активный процесс, зависящий от того, как именно вы работаете с информацией, какие стратегии используете, как организуете материал, как часто и каким образом к нему возвращаетесь. И освоение правильных техник работы с информацией может буквально трансформировать вашу способность учиться и запоминать.

Скажите честно, сколько раз вы читали что-то важное, а через неделю не могли вспомнить даже основных идей? Ощущение, что информация просто проскользнула сквозь вас, не оставив следа?

Сегодня мы разберём научно обоснованные стратегии работы с информацией, каждая из которых опирается на понимание того, как на самом деле функционирует наш мозг, как формируются воспоминания, как они укрепляются и как становятся доступными для извлечения тогда, когда они нам нужны.

Мы будем обсуждать магические трюки и мнемонические фокусы, а поговорим о фундаментальных принципах работы с памятью, которые, если их понять и применять систематически, способны радикально изменить вашу способность усваивать и удерживать новые знания.

Почему тестирование эффективнее перечитывания

Начнём с одного из самых мощных и при этом самых удивительных принципов эффективного запоминания.

Большинство людей, когда хотят что-то выучить, делают одно и то же: они перечитывают материал снова и снова, надеясь, что с каждым прочтением информация будет всё глубже проникать в память.

Это кажется логичным, не правда ли?

Чем больше раз увидишь информацию, тем лучше её запомнишь.

🔎Но исследования показывают нечто поразительное: многократное перечитывание — один из наименее эффективных способов запоминания. Да, оно создаёт иллюзию знания, потому что при каждом прочтении материал кажется всё более знакомым, и эта знакомость ошибочно воспринимается как понимание и запоминание.
Но когда приходит время действительно извлечь информацию из памяти — на экзамене, в работе, в разговоре — оказывается, что она там не закрепилась.
-2
Например, студент перед экзаменом пять раз подряд прочитывает одну и ту же главу учебника. Текст становится знакомым, он уже узнаёт абзацы — и ему кажется, что он всё знает. Но на самом деле его мозг находится в режиме пассивного узнавания, как будто он просто видит мелькающие знакомые рекламные постеры на улицах.

А когда на экзамене нужно самостоятельно написать определение или решить задачу по этой теме — в голове пусто. Узнать-то он мог, а воспроизвести и рассказать о чем этот абзац — нет.

Почему так?

Многократное чтение создаёт лишь иллюзию знания. Вы путаете «Это я уже видел» с «Я это знаю и смогу вспомнить сам, без подсказок».

Что же работает в разы лучше?

Выходить из пассивного режима.

Секрет в активном извлечении информации из памяти. Это значит не просто впускать информацию в голову, а заставлять мозг её искать и доставать.

Давайте на примерах:

1. Вместо того чтобы трижды перечитывать конспект встречи...

Попробуйте: Закрыть блокнот и на чистом листе своими словами написать: «Какие были три главных решения? Кто за что отвечает? Какие сроки?»
-3

2. Вместо того чтобы снова и снова слушать один и тот же диалог на иностранном языке...

Попробуйте: После второго прослушивания поставить на паузу и попытаться вслух повторить фразу, которую только что услышали, не подглядывая в субтитры.
-4

3. Вместо того чтобы просто просматривать карточки с терминами...

Попробуйте: Перевернуть карточку и, глядя только на вопрос или определение, напрячься и попытаться вспомнить ответ до того, как перевернёте и проверите себя.
-5

Почему этот метод — суперсила для памяти?

Каждый раз, когда вы принудительно вспоминаете что-то (даже если с ошибками или не полностью), вы не просто «проверяете склад с коробками информации». Вы укрепляете нейронную тропу, путь как мозг будет находить и извлекать эту информацию, коробки, со склада памяти.

Представьте:
Пассивное чтение — это как несколько раз пролететь над лесом на вертолёте и увидеть тропинку сверху. Вы её запомнили зрительно, но не более. И вряд ли сможете пройти по ней..
Активное припоминание — это как пройти по этой тропинке пешком. С каждым разом вы протаптываете её всё лучше, убираете ветки, делаете её заметнее и устойчивее. В следующий раз найти и пройти по ней будет намного легче и быстрее.

Активное извлечение информации из памяти означает, что вместо того чтобы пассивно перечитывать материал, вы закрываете книгу и пытаетесь воспроизвести то, что только что прочитали, отвечаете на вопросы, объясняете концепцию своими словами, пытаетесь вспомнить ключевые моменты.

-6

Хотите запомнить надолго? Перестаньте просто перечитывать. Начинайте расспрашивать себя, пересказывать, проверять.

Даже одна минута такого активного вспоминания даст больше, чем десять минут пассивного просмотра.

Это и есть работа с памятью на уровне её внутренней механики, а не внешнего впечатления.

Почему марафон лучше спринта

Следующий фундаментальный принцип эффективного запоминания касается времени.

Как лучше распределить время, которое вы тратите на изучение материала?

Многие люди садятся и учат что-то интенсивно в течение длительного периода времени, пытаясь освоить весь материал за один присест.

Но исследования убедительно показывают, что такой подход крайне неэффективен по сравнению с тем, когда то же самое время разбивается на несколько более коротких сессий, разнесённых во времени. Даже если общее количество времени, потраченного на изучение, одинаково, учеба распределенная по времени, даёт значительно лучшие результаты в долгосрочном запоминании.

-7

Это связано с тем, как работает процесс консолидации памяти.

Когда вы учите что-то новое, эта информация сначала находится в нестабильном состоянии. Для того чтобы она закрепилась в долгосрочной памяти, мозгу нужно время — время, в течение которого происходят сложные биохимические процессы, укрепляются синаптические связи, информация интегрируется с существующими знаниями. Этот процесс не происходит мгновенно, ему нужны часы и дни.

Представьте, что вы строите кирпичную стену. После того, как вы уложили ряд кирпичей, нужно дать раствору время, чтобы схватиться и стать прочным. Если вы сразу же начнёте грузить на него следующий ряд — конструкция получится хлипкой.

-8

Точно так же работает и ваш мозг. Когда вы что-то выучили, эта информация — как свежий раствор. Ей нужно время на консолидацию — внутренний процесс «схватывания», когда мозг переносит сведения из временного хранилища в долгосрочное и встраивает их в уже известную вам картину мира.

Что происходит, если вы учитесь «спринтом» (зубрите всё за одну ночь)?

Вы грузите в мозг кирпичи без перерыва. Раствор не успевает затвердеть. В момент экзамена стена ещё держится, но проходит неделя — и она рассыпается (вы всё забываете). Более подробно об этом в статье ⤵

Что происходит при «марафоне» (распределённом обучении)?

Вы укладываете один ряд кирпичей (учитесь 1 час сегодня) и даёте раствору схватиться (отдыхаете, спите, занимаетесь другими делами). Через день вы возвращаетесь, и ваш мозг:

  1. Укрепляет уже начавшую затвердевать конструкцию.
  2. Легко добавляет новый ряд поверх прочного основания.
  3. Связывает новые знания со старыми, потому что у него было время найти для них «полочку».

Более того, когда вы делаете перерыв, вы немного забываете. И это хорошо! Потому что усилие, которое вы прикладываете, чтобы вспомнить информацию, — это лучшая тренировка для памяти.

Практический вывод:
Лучше учиться по 30 минут в день в течение недели, чем 3,5 часа в последнюю ночь. Даже короткие, но регулярные встречи с материалом дают мозгу то самое драгоценное время на «схватывание» и создают гораздо более прочные знания.

Когда вы возвращаетесь к материалу через некоторое время — скажем, через день или несколько дней — вы даёте мозгу возможность завершить этот процесс консолидации, а затем укрепить память ещё сильнее через новое взаимодействие с материалом.

Оптимальная стратегия выглядит примерно так: изучите материал сегодня в течение тридцати-сорока минут.
Завтра вернитесь к нему ещё на двадцать-тридцать минут.
Через три дня — ещё на пятнадцать-двадцать минут.
Через неделю — ещё на десять-пятнадцать минут.

С каждым возвращением интервал увеличивается, потому что память становится всё более устойчивой, и это даёт несравнимо лучшие результаты, чем попытка выучить всё за один долгий марафон зубрёжки.

Замечали ли вы, что материал, который вы учили постепенно, небольшими порциями, запоминается гораздо лучше, чем тот, который вы пытались освоить за один вечер?

Математика забывания и запоминания

Перейдем к интервальному повторению. Эта система основана на понимании того, как работает кривая забывания, впервые описанная немецким психологом Германом Эббингаузом ещё в девятнадцатом веке.

Эббингауз обнаружил, что мы забываем информацию не линейно, а по экспоненциальной кривой.

Сразу после изучения информация начинает забываться очень быстро — в первые часы и дни мы теряем значительную часть того, что выучили. Затем процесс забывания замедляется, и то, что осталось в памяти через неделю или месяц, уже довольно устойчиво и может сохраняться долго.

-9

Но вот что интересно: если вы повторяете информацию до того, как полностью её забыли, кривая забывания становится более пологой. После второго повторения информация забывается медленнее, чем после первого. После третьего — ещё медленнее.

Чтобы понять это лучше, представьте, что память — это тропинка в высокой траве. Вы только что прошли по ней (что-то выучили). Если долго не ходить, трава быстро зарастёт — вы забудете почти всё в первые дни.

-10
Но, чтобы не забыть информацию есть простое правило: возвращайтесь к информации как раз тогда, когда вот-вот начнёте её забывать.

Как это работает на практике:

0️⃣ Вы выучили материал сегодня.

1️⃣ Первое повторение — через 1 день (трава только начала зарастать, вы быстро протаптываете тропу снова).

2️⃣ Второе — через 3 дня (после этого тропинка держится уже дольше).

3️⃣ Третье — через неделю (трава зарастает всё медленнее).

4️⃣ Четвёртое — через месяц (путь уже становится устойчивым).

-11
Это просто пример, интервалы, конечно, могут быть совершенно разными - от нескольких минут до нескольких дней, все зависит от сложности и срочности изучения информации.

С каждым таким своевременным повторением информация забывается всё медленнее. В итоге вы тратите минимум усилий, просто закрепляя информацию в памяти в нужные моменты, и знания закрепляются надолго.

С каждым повторением память становится всё более устойчивой, и интервалы между повторениями можно делать всё длиннее.

Это и есть система интервального повторения: не зубрёжка, а умное напоминание себе о чём-то прямо перед тем, как это вылетит из головы.

Попробуйте хотя бы один раз и делитесь результатами - что получилось, какие возникли сложности? Эксперименты можно ставить даже на материалах вот этой статьи, если внимательно читали и поняли метод делитесь в комментариях как его использовать на конкретных задачах !

Глубокое осмысление информации

Теперь давайте поговорим о том, что происходит во время самого процесса изучения информации.

Не все способы обработки информации создают одинаково прочные воспоминания. Существует поверхностная и глубокая обработка информации, и разница между ними колоссальна по влиянию на запоминание.

Поверхностная обработка — это когда вы взаимодействуете с информацией на уровне её внешних характеристик. Например, вы отмечаете, что слово написано большими буквами, или что оно рифмуется с другим словом, или что фраза звучит красиво. Вы можете даже механически повторять информацию много раз, но при этом не думать о её смысле. Такая обработка создаёт очень слабые следы памяти, которые быстро исчезают.

Чтобы понять что такое поверхностная обработка информации, давайте представим, что вы ищете на большом складе нужную коробку.

Поверхностная обработка - это как если бы вы запомнили коробку только по её внешнему виду:

💭 «А, та, что с красным уголком».

💭 «Та, что стоит на верхней полке».

Вы заметили и запомнили признаки, которые лежат на поверхности. Но что внутри коробки? Зачем она вам? Как она связана с другими коробками? Вы об этом не задумываетесь.

-12

В жизни это выглядит так:

Вы читаете текст или готовитесь к экзамену и...

🔸 Просто подчёркиваете маркером целые абзацы, потому что они выглядят важными.

🔸 Бездумно перечитываете одно и то же десять раз («зубрите»).

🔸 Запоминаете, что термин был в левом верхнем углу страницы.

🔸 Улавливаете, что фраза звучит красиво и умно, но не вникаете в её суть.

Что в итоге?

След в памяти получается слабый и временный, как надпись на песке. Информация выветривается очень быстро, потому что мозг её не понял и не связал с тем, что вы уже знаете. Это пустая трата времени, которая создаёт лишь иллюзию знаний.

А что такое тогда глубокая обработка?

Это когда вы открываете ту самую коробку, смотрите, что внутри, и понимаете: «Ага, это детали для велосипеда! Значит, эта коробка связана с той, где рама, а эту красную деталь нужно прикрутить вот сюда». Вы осмыслили суть и значение, нашли связь с другими знаниями.

-13

Такой след в памяти — прочный и долговечный.

Вы задаёте вопросы: почему это так? Как это работает? С чем это связано? Какие примеры это иллюстрируют? Как я могу это применить?

Вы анализируете, сравниваете, интегрируете новую информацию с существующими знаниями, находите личностный смысл.

-14
🔎 Когда вы обрабатываете информацию глубоко, активируется обширная сеть областей мозга — префронтальная кора, отвечающая за анализ и рассуждение, гиппокамп, связывающий новое со старым, различные ассоциативные зоны коры, которые активируются в зависимости от типа связей, которые вы создаёте. Чем шире и богаче эта сеть активации, тем более множественными и прочными оказываются пути к воспоминанию, тем легче его потом извлечь.

Практически это означает, что недостаточно просто читать или слушать информацию.

Нужно активно с ней работать: перефразировать своими словами, придумывать примеры, задавать вопросы, объяснять её кому-то другому или самому себе, находить связи с тем, что уже знаете, применять к реальным ситуациям.

Каждая из этих операций — это акт глубокой обработки, который создаёт прочную память.

Поделитесь, обращали внимание на то, что понимаете материал лучше когда объясняете его кому-то или выполняете задания по прочитанному материалу?

Я заметила, что я хорошо осмысляю и запоминаю материал, когда мне нужно его кому-то объяснить потом. Задания и тесты не так эффективны для меня.

Разнообразие способов запоминания

Следующий важнейший принцип эффективного запоминания связан с разнообразием способов взаимодействия с информацией.

-15

Мозг кодирует воспоминания множественными способами — через слова, через образы, через звуки, через эмоции, через действия телом, через пространственные отношения. И чем больше различных типов кодирования вы используете для одной и той же информации, тем прочнее и доступнее становится воспоминание.

Вы когда-нибудь замечали, что какое-то случайное воспоминание из детства может быть невероятно ярким? Вы можете вспомнить не только событие, но и запах в комнате, цвет свитера, который на вас был, и даже то, как скрипела дверь. Это произошло потому, что ваше воспоминание записалось в мозг сразу по нескольким каналам.

Принцип множественного кодирования — это научное название для простой идеи: чем больше путей вы проложите к информации в своей голове, тем проще её будет найти и достать оттуда.

Представьте, что вы учите слово на иностранном языке, например, испанское слово «ventana» (окно).

Слабый способ (одна тропинка): Вы просто повторяете про себя: «Ventana — окно, ventana — окно». Так, вы создаёте лишь одну хрупкую ассоциацию: звук слова → его перевод. Если вы забудете, как оно звучит, доступ к смыслу закроется.

Сильный способ (сеть дорог): Вы подключаете разные чувства и действия для запоминания.

1. Зрение (визуальный код): Вы смотрите на реальное окно и представляете, как на нём появляется ярлык с надписью «VENTANA». Или рисуете в тетради окошко и подписываете его.

2. Слух (звуковой код): Вы произносите слово вслух с разной интонацией: «Вен-та-нааа? ВЕНТАНА!».

3. Действие (моторный код): Вы подходите к окну, дотрагиваетесь до стекла и говорите: «ventana». Или пишете это слово в воздухе пальцем на окне.

4. Эмоции и контекст (эмоциональный/смысловой код): Вы вспоминаете, как сидели у окна в кафе в Барселоне и смотрели на улицу. Или связываете слово с любимым фильмом, где герой часто выглядывал в окно.

Что происходит в мозге?

Теперь у слова «ventana» в вашей памяти не одна полочка, а целая сеть взаимосвязанных ячеек. Если вы забудете точное звучание, вы вспомните свою картинку. Если забудете картинку — вспомните ощущение от прикосновения к стеклу. Один из путей обязательно сработает.

-16

Как применять в учёбе или работе:

📑Не просто читайте договор или статью. Возьмите маркер и цветные ручки. Выделяйте тезисы разными цветами, рисуйте на полях стрелки, соединяющие мысли, ставьте восклицательные знаки рядом со сложными местами. Вы превращаете плоский текст в цветную карту, которую мозг воспримет и как слова, и как образ.

📣Готовясь к выступлению, не зубрите текст. Пройдитесь по комнате и рассказывайте материал своими словами, жестикулируя. Ваше тело запомнит движение, связанное с определённой мыслью, и в нужный момент поможет её извлечь.

🛠Изучая новый процесс, не ограничивайтесь инструкцией. Попробуйте сделать это один раз руками, даже если медленно и с ошибками. Потом объясните его коллеге или воображаемому слушателю, проводя пальцем по схемам. Вы задействуете и действие, и речь, и пространственное мышление.

Про эффект двойного кодирования:

Это самая мощная комбинация из этих способов: «слова + картинка». Мозг воспринимает их как два независимых, но подтверждающих друг друга сообщения. Поэтому диаграмма с короткими подписями запоминается в разы лучше, чем длинный абзац текста или просто график без пояснений.

-17

Всегда старайтесь перевести сухую информацию в простой образ: нарисуйте, даже схематично, связь между понятиями, и ваше понимание и память станут гораздо устойчивее.

Суть в том, чтобы не просто пассивно потреблять информацию, а проживать её через разные ощущения. Превращайте слова в образы, а образы — в ощущения или короткие истории. Это требует чуть больше усилий на старте, но делает знания по-настоящему вашими и почти неуязвимыми для забывания.

Для того, чтобы понять как это работает в мозге, представьте, что воспоминание — это место назначения, а различные типы кодирования — это дороги, ведущие к этому месту. Если к вашему месту назначения ведёт только одна узкая тропинка, и эта тропинка по какой-то причине становится непроходимой, вы не сможете туда добраться. Но если к тому же месту ведут десять разных дорог, и даже если несколько из них окажутся заблокированными, у вас всё равно останутся альтернативные пути.

Практически это означает, что вам нужно взаимодействовать с информацией разными способами. Не только читайте текст, но и рисуйте схемы и диаграммы, визуализирующие концепции.

-18

Проговаривайте информацию вслух, слушайте свой собственный голос. Пишите от руки, создавая моторную память. Находите или создавайте физические модели или метафоры. Связывайте информацию с эмоциями и личными воспоминаниями. Двигайтесь, жестикулируйте, когда объясняете концепцию.

А какие способы работы с информацией помогают именно вам? Вы визуал, аудиал, кинестетик, или используете комбинацию разных модальностей?

Главное, что нужно понять: память — это не фиксированная способность, а навык, который можно развивать. не о том, чтобы иметь «хорошую» или «плохую» память от рождения, а о том, чтобы использовать правильные стратегии работы с информацией.

Итак, в этой статье я представила несколько больших принципов для запоминания, и, очень надеюсь, что вы поделитесь, каким способом попробуете пользоваться.

Но знание стратегий это только начало. Настоящая сила приходит от практики, от превращения этих стратегий в привычки, в автоматические способы взаимодействия с информацией. Это требует времени, терпения, сознательных усилий. Но награда - способность эффективно учиться на протяжении всей жизни, уверенность в своих когнитивных способностях, радость от овладения новыми знаниями стоит всех усилий. Поэтому приглашаю вас в тг-канал, где каждую неделю я публикую 1-2 интересных упражнения для работы мозга.

У меня есть большое продолжение для этой статьи, потому что лайфхаков для нашей удивительной памяти много, и я буду рада рассказать их!!

Опубликую статью с продолжением, когда на этой наберется 100 сердечек, так я пойму, что тема по-настоящему важна и интересна для вас!

Начните применять эти стратегии уже сегодня. Выберите одну или две, которые кажутся вам наиболее интересными, и сознательно включите их в свой процесс обучения. Наблюдайте за результатами, экспериментируйте. адаптируйте стратегии под себя, постепенно расширяйте свой арсенал техник, и вы обнаружите, что обучение из мучительной борьбы превращается в эффективный, даже приятный процесс постоянного роста и развития.

Какую из стратегий, о которых мы говорили сегодня, вы попробуете применить первой? Поделитесь в комментариях — возможно, ваш опыт вдохновит других читателей начать свой путь к более эффективному обучению!

Если эта статья дала вам ценные инсайты о работе памяти и практические инструменты для улучшения запоминания, буду искренне благодарна за вашу поддержку. Ваши донаты помогают мне продолжать обучаться и исследовать увлекательный мир нейропсихологии, чтобы делиться этими знаниями с вами в доступной и практически применимой форме.

Спасибо за то, что вы со мной ❤️

Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше о том, как работает ваш мозг, как учиться эффективнее, как развивать свои когнитивные способности. Впереди ещё множество захватывающих тем!