Знаете, как обычно бывает на высоких международных конкурсах пианистов? Финалистов 11, из них 9 из Азии, причем большая половина из Китая. Почему так? Дело совсем не в том, что там миллиард населения. Дело в системе общества.
Почему пианино ушло в Азию из Европы
На самом деле Восточная Азия познакомилась с классической европейской музыкой и основами игре на пианино не так чтобы давно. В той же Японии впервые сыграли такую музыку после Реставрации Мэйдзи 1868 года. В Китае и того позже.
И тогда увлечение «чужой» новой и непривычной музыкой было уделом определенного класса людей: в меру обеспеченного, желающего чего-то нового, изящного в искусстве и более современного. Тогда и музыкальные салоны выглядели крайне дорого – золото, музыканты в строгих европейских костюмах – как клуб для избранных.
И символом всего это мира стало фортепиано. Из концертных залов оно перешло в домашнюю обстановку, превратившись из предмета роскоши в неотъемлемую часть дома среднего класса. Умение играть на фортепиано стало обязательным для детей на семейных встречах. Нечто похожее было у европейских аристократов.
Но потом история пошла совсем по иному пути. Такие семьи не взращивали вундеркиндов, как Моцарт, которые тянулись с юности к музыке и гаммам.
Стоило нескольким азиатам занять первые места на международных конкурсах. Например, Фоу Цонг занял третье место на конкурсе имени Шопена в 1955 году. Японская скрипачка Усиода Масуко заняла шестое место на конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии. Потом подтянулись корейцы...
И азиатские родители увидели, что это не просто талант – это площадка для карьеры.
И ВОТ ТУТ восточноазиатские музыканты классической музыки буквально за одно поколения эволюционировали из нескольких вундеркиндов-единорогов в многочисленную группу тщательно подготовленных и обученных, как в консерватории.
Экономический бум и жестокие родители
Когда Китай и многие страны Азии переживали экономический подъем, все больше семей могли позволить себе уроки музыки для ребенка. Более того. Уроки музыки были признаком достатка, потому занимались музыкой миллионы детей.
А со строгой системой зубрежки и требовательных родителей даже средне дети играли лучше обычных европейских детей.
жёсткий восточноазиатский стиль воспитания породил целый феномен «китайских пианистов». Азиатские родители и учителя считают, что талант не нужен, самое главное в ремесле усердие, упорство, освоение основ и меритократия.
В Азии нет такого закона по защите детей, по которому нельзя было бы заставлять семилетнего ребенка играть на протяжении шести часов подряд, пока не выучит идеально. Там, где европейцы жалели детей, азиатские родители выковывали из миллионов пианистов через слезы и кровь технику.
Есть даже пример про это у писательницы Эми Чуа, которая написала про азиатских родителей книгу «Боевой гимн матери-тигрицы». В книге она описывает, как заставляла своих дочерей посещать уроки игры на фортепиано и скрипке, не пускала их на перерывы в туалет и угрожала сжечь их игрушки, если они будут сбиваться во время игры.
Если в Европе талант к музыке – это поцелованность от музы при рождении. То в Китае, Корее нет такого понятия о музах, музыка – это утилитарная вещь, как умение плести соломенные тапочки.
А если ребенок капризничает, то его можно заставить. Есть поговорка среди китайских родителей «ни один ребёнок на самом деле не любит заниматься».
Но такая муштра принесла свои плоды, в стране стало все больше классических музыкантов, на них смотрели другие родители и отдавали в музыкалку уже новое поколение детей. Такой вот все увеличивающийся водоворот.
Прагматизм убил искусство
Японии и Китаю очень нравится побеждать на международных конкурсах по европейской музыке. Это своеобразная «месть западному империализму» - показать, что даже в вашем искусстве мы лучше.
Но стоило одной маленькой детали измениться, как на китайских барахолках появились тысячи подержанных пианино. Китайские родители стали массово отказываться от уроков музыки для детей (а многие дети и рады).
Дело в том, что в 2021 году Министерство образования Китая отменило бонусные баллы за вступительные экзамены в университеты для студентов, получивших награды в области музыки, танцев и изобразительного искусства. И все рухнуло! За несколько лет продажи фортепиано и количество учащихся резко сократились.
Раньше это был шанс попасть в элитные университеты, а как только лавочка прикрылась – никакой любви к музыке не осталось. И тем более сегодня сложнее показать принадлежность к высшему обществу тем, что ты умеешь играть на фортепиано. Богатые родители побежали искать что-то более броское.
Так что теперь, быть может, музыке будут учиться только правда горящие этим искусством дети. Хотя, зная Китай, этого не будет. Родители скажут им сдавать экзамены в медицинский или на инженера, а не тратить время на гаммы.
Подписывайтесь и комментируйте.