Найти в Дзене

Почему вьетнамцы едят кошек: история, которую вы не знали.

Почему вьетнамцы едят кошек: история, которую вы не знали; Давайте сразу без ханжества: да, во Вьетнаме едят кошек. Не все, не везде и не каждый день, но едят. И прежде чем вы начнете возмущенно стучать по клавиатуре, давайте разберемся, откуда вообще взялась эта традиция и почему она до сих пор существует. Спойлер: история окажется намного интереснее и сложнее, чем вам кажется. Как все начиналось: голод не тетка Представьте Вьетнам середины 20 века. Страна разорвана войнами, сначала с французами, потом американцами, потом с китайцами. Голод, нищета, разруха. Люди едят все, что движется, и еще немного того, что не движется. В таких условиях вопрос "что можно есть, а что нельзя" отпадает сам собой. Можно есть все, что помогает выжить. Кошки, как ни печально это звучит для любителей мурлык, были доступным источником белка. Их не нужно было выращивать, как свиней или коров. Они и так бегали везде, ловили крыс (о, ирония!) и были под рукой. Жестоко? Да. Но альтернатива была еще хуже - п
Оглавление

Почему вьетнамцы едят кошек: история, которую вы не знали;

Давайте сразу без ханжества: да, во Вьетнаме едят кошек. Не все, не везде и не каждый день, но едят. И прежде чем вы начнете возмущенно стучать по клавиатуре, давайте разберемся, откуда вообще взялась эта традиция и почему она до сих пор существует.

Спойлер: история окажется намного интереснее и сложнее, чем вам кажется.

Как все начиналось: голод не тетка

Представьте Вьетнам середины 20 века. Страна разорвана войнами, сначала с французами, потом американцами, потом с китайцами. Голод, нищета, разруха. Люди едят все, что движется, и еще немного того, что не движется. В таких условиях вопрос "что можно есть, а что нельзя" отпадает сам собой. Можно есть все, что помогает выжить.

Кошки, как ни печально это звучит для любителей мурлык, были доступным источником белка. Их не нужно было выращивать, как свиней или коров. Они и так бегали везде, ловили крыс (о, ирония!) и были под рукой. Жестоко? Да. Но альтернатива была еще хуже - просто умереть с голоду.

И вот тут важный момент: это не была какая-то древняя традиция вьетнамской кухни. Это была вынужденная мера выживания, которая со временем превратилась в привычку у части населения.

Почему это продолжается сейчас:

Война давно закончилась, Вьетнам развивается бешеными темпами, небоскребы растут как грибы, но блюда из кошек все еще можно найти. Почему?

Во-первых, поколение, пережившее голодные времена, передало эту практику детям. А те - своим. Привычка, знаете ли, вторая натура. Если твой дед ел, отец ел, то и ты не видишь в этом ничего особенного.

Во-вторых, и тут будет неожиданно, появился целый миф о "пользе" кошачьего мяса. Якобы оно согревает в холодную погоду, улучшает мужскую силу (куда же без этого!) и вообще обладает целебными свойствами. Никаких научных подтверждений, конечно, но традиционная медицина и логика редко дружат.

В-третьих, это стало частью определенной субкультуры. Есть рестораны, где подают кошатину, и это воспринимается как что-то экзотическое, для "настоящих мужиков". Типа как у нас кто-то хвастается, что ел медвежатину или оленину. Только вот с кошками это выглядит намного более спорно.

География вопроса

И вот что интересно: едят кошек в основном на севере Вьетнама, особенно в районе Ханоя. На юге, в Хошимине (бывший Сайгон), это встречается намного реже. Более того, многие южные вьетнамцы сами в шоке от северных обычаев.

Получается, это даже не общенациональная история, а скорее региональная особенность. Но, конечно, весь Вьетнам получает репутационный удар из-за практик одного региона.

Что с законами и мнением общества

Тут начинается самое интересное. Официально во Вьетнаме нет закона, который бы запрещал есть кошек. То есть формально это не нелегально. Но общественное мнение постепенно меняется.

Молодое поколение вьетнамцев, особенно городское и образованное, все чаще относится к этому негативно. Кошки превращаются в домашних питомцев, как и во всем мире. Появляются зоозащитные организации, которые борются с этой практикой. Власти периодически проводят рейды и закрывают рестораны, торгующие кошатиной.

Но старые привычки умирают медленно. Особенно когда за ними стоят деньги - бизнес по продаже кошачьего мяса приносит кому-то доход, и эти люди не собираются просто так отказываться от заработка.

А как же крысы?

Ирония ситуации в том, что массовое поедание кошек привело к вполне предсказуемым последствиям. Меньше кошек - больше крыс. И эти крысы начали уничтожать урожай риса, главного продукта питания во Вьетнаме.

В какой-то момент правительство даже запустило кампанию по защите кошек, объясняя людям, что кошки нужны для контроля популяции грызунов. Получается классический пример того, как вмешательство в природный баланс аукается самым неожиданным образом.

Двойные стандарты и культурный релятивизм

А теперь давайте честно. Мы возмущаемся, что вьетнамцы едят кошек. Но сами едим коров, которые в Индии считаются священными. Едим свиней, которых мусульмане считают нечистыми животными. Едим кроликов, которые для кого-то такие же домашние питомцы, как для нас кошки.

Где граница? Почему корову можно, а кошку нельзя? Потому что кошки милые и мурлычат? Или потому что мы к ним привыкли как к компаньонам?

Это не оправдание практики поедания кошек. Это просто напоминание, что наши моральные рамки - они во многом культурно обусловлены. То, что нормально для нас, дико для других. И наоборот.

Что будет дальше

Скорее всего, эта практика постепенно сойдет на нет. Вьетнам стремительно модернизируется, интегрируется в мировое сообщество, туризм растет. Международное давление, внутренние зоозащитные движения, смена поколений - все это работает против сохранения традиции поедания кошек.

Уже сейчас в крупных городах это становится редкостью и маргинальным явлением. Еще 20-30 лет, и, возможно, это останется только в учебниках истории как печальная страница прошлого.

Вместо морали

История с вьетнамскими кошками - это не история о "диких азиатах" и "цивилизованных европейцах". Это история о том, как голод и война меняют людей и их привычки. Как экономические условия влияют на то, что оказывается на тарелке. И как культурные нормы эволюционируют вместе с обществом.

Легко осуждать из теплой квартиры с полным холодильником. Сложнее понять контекст и историю. Но если мы хотим, чтобы мир менялся к лучшему, нужно не просто возмущаться, а понимать причины.

И да, если вы когда-нибудь окажетесь во Вьетнаме и вам предложат "тхит мео" (кошачье мясо) - у вас всегда есть право отказаться. Вежливо, но твердо. Вьетнамская кухня и без этого невероятно разнообразна и вкусна.