Здравия всем.
К сожалению, многие поклонники Сталина, говоря о переселении чеченцев либо вопят о том, что только так и надо было им, либо сваливают на военные условия. Я военных условий касаться вообще не буду — я буду рассматривать, была ли переселение с невоенной точки зрения полезна.
Непосредственной причиной переселении чеченцев был, несомненно, политический и уголовный бандитизм, принимавший социально угрожающие масштабы. Бандитизм был лишь верхушкой айсберга, показывающий огромную отсталость — экономическую и культурную чеченского общества от социалистических стандартов.
Борьба с ним обычными методами (уничтожение активных бандитов, изоляция пособников, пропаганда на местное население) в силу труднодоступности местности, остатков родоплеменных отношений, национализма и общей культурной отсталости населения эффекта не дали. В конечном итоге всё упиралось в слабую промышленную развитость горных районов и довольно-таки сильные вследствие этого остатки родоплеменных отношений (в частности, круговая порука).
Было два варианта — либо продолжать стабилизировать ситуацию довоенными средствами с одновременным развитием горных районов, либо переселением оторвать чеченцев от горных местностей. Вся проблема в том, что история не знает примеров успешного промышленного развития высокогорных районов (если не брать Швейцарию с ее высокогорным туризмом). Промышленных предприятий там строить нельзя (подвоз чего бы то ни было в большинстве высокогорных местностей затруднён), возможно только ограниченное строительство в местах компактного проживания, то есть в долинах, механизированное интенсивное сельское хозяйство тоже развивать нельзя — во-первых, рельеф не позволяет, во-вторых, ограниченное количество пригодных земель (развернуться технике негде), в-третьих, низкое качество почв.
Остаётся единственный способ сельского хозяйства — мелкое (ибо пастбища маленькие) высокогорное скотоводство. А последний способ производства порождает культурную, бытовую, политическую отсталость, замораживает частнособственнические отношения в обществе (о какой коллективизации может идти речь, когда даже формальное обобществление скота фактическое статус-кво — «мои бараны, что хочу, то и делаю» — никак не задевает).
Таким образом, возникает замкнутый круг — для успеха борьбы с бандитизмом и пережитками надо развивать промышленность, урбанизировать население и механизировать сельское хозяйство, а местные географические и социальные условия только тормозят этот процесс. К этим условиям фактически добавляется гражданская война на националистической почве. Потому переселение убило двух зайцев — с одной стороны, была подорвана база бандитизма, с другой стороны, подорвана семейно-соседская община (пережиток родоплеменных отношений), задача по окультуриванию чеченского народа получила возможность решиться в более благоприятных условиях — чеченцы и другие народы переселялись в местности, где возможно высокоинтенсивное сельское хозяйство, где активно строилась промышленная база.
От пастушеского образа жизни и натурального хозяйства они переходили к интенсивному механизированному хозяйству и урбанизированному образу жизни. А потому в документах НКВД о реагированиях переселенцев из числа депортированных народностей наряду с озлобленно-националистическими суждениями встречается значительное число положительных. Например, читал, как один мулла (!) увещевал чеченцев, что они должны быть рады переселению, потому что все дети пошли в школу, а сами они в казахском колхозе живут даже лучше, чем жили в Ч-ИР, а многие чеченцы пошли работать на завод, и перед их детьми открывается новое будущее. Не думаю, что это он говорил не искренне, потому что всё это действительно было, и чеченцев свозили не в голое поле, ибо необходимости в геноциде у СССР не существовало.
Вообще, материалы о реагированиях чеченцев дают следующую картину: в связи со столь жёсткой мерой, как переселение, патриархальная чеченская община разрушилась, и освященного аксакалами единства, как это было в горах, уже не было. Одни чеченцы обвиняли других в том, что те способствовали бандитизму, часть возлагала ответственность за переселение на самих себя, часть чеченцев вообще никуда не собиралась возвращаться, другая часть, разумеется, также вела борьбу за сохранение старого уклада — саботировало работы, вела пропаганду, даже убивала часть чеченцев, которая особенно активно защищала Советскую власть.
Активных националистов и уголовников нейтрализовать в условиях поселений было куда проще, чем в условиях родимой Чечни. Можно, разумеется, спорить, было ли переселение так уж необходимо для достижения тех же задач, но безусловные позитивные моменты оно принесло. Как известно, чеченская диаспора превышает на данный момент население собственно Чечни, в том числе и из-за переселений. Это то население, которое априори (за единичными исключениями) не участвует в националистической бойне, а наоборот, приносит обществу пользу. Этих людей не надо вытаскивать из той бездны крови, грязи и невежества, в которой погрязла современная Чечня.