"Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках".
Много лет назад, в 1963 году, наш соотечественник, серьезный ученый, глубокий поэт и бард Александр Городницкий написал эти строки. Скорее всего, в то время, он был еще не таким великим, просто жил свою увлекательную яркую настоящую жизнь.
Почти каждый человек знает, что такое душевная боль. Иногда она ощущается, как резкий укол, а иногда, как обруч, который сжимает сердце. Это тяжело и неприятно, но, как правило, через некоторое время отпускает.
Гораздо хуже, если эта боль застревает надолго. И тогда она уже описывается, как раздирающая тоска. И чаще всего на просьбу объяснить, как выглядит эта тоска, говорится о бетонной плите, которая придавила сердце.
Это ощущение бывает трудно описать, но чаще звучат слова «камень», «невыносимая тяжесть на душе и на сердце», мрак, безысходность. Когда это напряжение не проходит после разрешения травмирующей ситуации или вовсе с ней не связано, а в груди или на сердце имеются давящие, сжимающие ощущения, то это уже не просто тоска, а тоска, связанная с физиологическими проявлениями. И именно эта «витализация» считается той границей, за которой уже стоит эндогенная депрессия, связанная с разладом секреции и встраивания в физиологические процессы нейромедиаторов - серотонина, дофамина, норадреналина.
Витальная тоска — для психиатров имеет особое значение. Среди классических признаков депрессии и ранее выделяли чувство витальной тоски, первичное чувство вины и суицидальные проявления, нарушения суточного ритма.
В статье классика отечественной психиатрии Смулевича А.Б. «Депрессии в общей медицине: руководство для врачей», можно найти такое определение:
Тоска - это неопределенное, диффузное ощущение, чаще в форме непереносимого гнета в груди или эпигастрии (прекардиальная, надчревная тоска) с подавленностью, унынием, безнадежностью, отчаянием, носит характер психического страдания (душевная боль, мука).
К сожалению, не все знают, что тяжелая тоска с ощущением тяжести на сердце — это клиническое проявление депрессии. И это только вершина айсберга.
Я знаю достаточное количество случаев с самым тяжелым исходом, все они касались мужчин. Только потом, отматывая назад, родственники вспоминали, что уже несколько лет говорил, что «тоска заела», «был мрачным», «углубился в себя», «ничего не радовало», «был как замороженным», «сам не свой», «человека не узнать», «что случилось - не знаем».
К сожалению - психиатры знают, что случилось. Это не просто личностный кризис или реакция на внешние события! Это - тяжелая депрессия. И лежала она тяжелым камнем на сердце, и было измененное мироощущение, и казалось, что нет выхода и жить не хотелось. Для некоторых это ощущение настолько мучительно, что только понимание, что это не «мир такой», а "со мной что-то не так", дает возможность перетерпеть и удержаться от того самого шага, после которого ничего уже не вернуть.
Депрессии подвержены все. И бывшие летчики-истребители, и актеры, и врачи-психиатры. Кстати, много бесценных наблюдений вносили именно психиатры, которые страдали депрессией. И говорили о мучительной невыносимости этого состояния.
Самое опасное - это то, что человек даже может выполнять рабочие обязанности, проводить время с семьей. Да, не как раньше, но не лежит, отвернувшись к стенке. А иногда кажется, что лучше бы лежал и тогда быстрее бы близкие всполошились: «Может заболел», «Надо сдать анализы», «Надо показать врачу». И появился бы шанс, что один из врачей, исключив патологию со стороны внутренних органов и систем, точно бы понял, что дело в работе головного мозга и рекомендовал бы обратиться к психиатру.
Некоторые мужчины не обращаются за помощью, думают, что это проявление слабости. «Что подумает психиатр? Что серьезный мужчина, орденоносец, пришел с депрессией, потому что сам не справился?»- примерно такие мысли крутятся в голове.
Нет. Это огромное заблуждение, потому что психиатр подумает ровно наоборот: «Какие же вы молодцы, что вовремя пришли, сейчас начнем терапию, станет полегче, потом пройдет пара месяцев , стабилизируем состояние и все-можно жить дальше, все встанет на свои места. Какие молодцы родственники, что привели, убедили, нашли нужные слова».
Очень часто люди не обращаются за помощью, потому что искренне считают, что это нормально, когда хронически нет настроения, ничего не радует.
Например, так безрадостно живут многие люди в «серебряном возрасте». Проще говоря, после 60 лет испытывают безрадостность, маету, тоску, горечь, излишнюю тревогу и связывают это с возрастом, типа «конечно, молодость прошла, теперь ничего хорошего впереди». Помимо деструктивных установок, за этим часто проявляется и депрессивная симптоматика.
Обращайтесь к клиническим психологам, психотерапевтам, психиатрам. Иногда это решение в прямом смысле спасет жизнь.
Я не говорю, что все можно решить одними таблетками, но то, что это улучшит мировосприятие — это точно. А дальше работа со специалистами вернет утраченные смыслы и поможет создать новые.
Это ведь только атланты могут бесконечно держать невыносимую ношу. А носить тяжесть на сердце иногда еще сложнее. Поверьте, нет в этом необходимости. Это не норма.
Находите врачей психиатров, клинических психологов, которым доверяете. Помогайте близким, у них иногда нет сил даже набрать номер. Депрессия - коварное расстройство, надо быть бдительным.
Искренне желаю тем, кто страдает, дойти до своего специалиста и через некоторое время - два, четыре, шесть месяцев, или быстрее ( все индивидуально и зависит от характера и степени состояния), почувствовать себя снова живым.