В Государственный Эрмитаж, который признан одним из самых больших музеев мира (как по мне, так он самый большой), люди приходят для разных целей: просто "окультуриться", сделать колоритных фото и селфи, найти свое любимое произведение искусства… В любом случае, мало кто уходит отсюда без позитивных эмоций, вдохновения и хорошего настроения. Для некоторых становятся открытиями некоторые залы. Например, многие удивляются, увидев здесь Лоджии Рафаэля.
В августе 1776 года Екатерина II пишет немецкому публицисту Фридриху Мельхиору Гримму:
"Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре; вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно".
Императрица и вправду увлекалась архитектурой. Это выражалось в активном строительстве, покровительстве архитекторам и обширной коллекции архитектурных книг и гравюр. Последние она очень любила рассматривать. Не исключением стал и тот день, когда Екатерина, приболев, листала преподнесенный ей некогда в дар альбом с раскрашенными гравюрами Джованни Вольпато и Джованни Оттавиани серии "Лоджии Рафаэля в Ватикане". Она вдруг так ими впечатлилась, что немедленно отдала приказ их скопировать.
Все тому же Фридриху Мельхиору Гримму 1 сентября 1778 года Императрица писала:
"Сегодня днём мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля. Я прошу вас немедленно написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и я даю обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они".
Иоганн Фридрих Рейфенштейн, надворный советник на русской службе и, как бы мы сейчас сказали, эксперт Древнего Рима, был сразу извещен о желании Екатерины II.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и сказать о, собственно, той галерее, которую нужно было скопировать. Прославленные ватиканские лоджии были созданы по заказу Папы Римского Льва X архитектором Браманте в 1518-1519 годах и расписаны Рафаэлем, его учениками и помощниками. Своды галереи украшены росписями со сценами из Библии, а стены покрыты ковром гротесков. Подобные орнаменты, сочетающие реальные и фантастические мотивы, были обнаружены в Риме при раскопках античных зданий, в том числе "Золотого дома" Нерона.
Работы начались не с сооружения корпуса, а с того, что группа художников по приказу Екатерины II отправилась в Ватикан, чтобы приступить к копированию фресок. Конечно, все это происходило после официального разрешения Папы Римского, данного в 1778 году.
Группу художников возглавил Христофор Унтербергер, австрийский живописец, лучший ученик Менгса, вместе с которым он расписывал Ватиканскую библиотеку. Ему помогал координировать работу уже упомянутый выше Иоганн Фридрих Рейфенштейн.
Нам известно, что кв Ватикане тогда работали художники Якоб Хаккерт, Д. и В. Анджелони, Уильям Петер и другие. Копии выполняли на холстах, которые в свернутом виде доставляли в Санкт-Петербург.
В 1779 году в Санкт-Петербург был приглашен Джакомо Кваренги по рекомендации доверенного лица императрицы в Риме, археолога и знатока античных древностей Иоганна Фридриха Рейфенштейна.
Перед отъездом из Италии, зодчий произвел обмер Галереи в Ватикане. Для лоджий вдоль Зимней канавки был возведен корпус, примыкавший под прямым углом к зданию Большого Эрмитажа. Началось строительство в 1783 году под наблюдением Иоганна Франца Дункера и каменных дел мастеров Микеле Кеза и Дж. Лукини. Но уже в процессе строительства обнаружилось несоответствие размеров строившейся в Санкт-Петербурге галереи и хостов с живописью, прибывших из Италии. Это привело к отстранению от работы Дж. Лукини.
Работавший в России немецкий живописец Иоганн Меттерлейтер приводил в порядок галерею перед установкой полотен. Впоследствии при возведении здания Нового Эрмитажа корпус с Лоджиями Рафаэля был перестроен, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.
Но все же даже при таком большом количестве мастеров, старавшихся сделать точную копию ватиканской галереи, отличия имеются.
- Если в Ватикане стены украшают фрески (то есть они неотделимы от стен), то росписи эрмитажных Лоджий, натянутые на подрамники, исполнены темперой.
- Следующее отличие продиктовано особенностью петербургского климата: арки, обращенные к Зимней канавке, были сразу же застеклены, а в арки противоположной стены, на месте ватиканских окон, открывавшихся в жилые помещения, вписаны зеркала.
- По отношению к ватиканским лоджиям расширены оконные проемы. В центральном отсеке вместо герба папы Льва Х - российский герб с вензелем Екатерины II. Лепные рельефы заменены гризайльной живописью, в подражание скульптуре.
Галерея состоит из 13 частей, разделенных полуциркульными арками. Расположенные на равных расстояниях, арки уходят вдаль в четком, спокойном ритме. Эрмитажные Лоджии в достаточной степени передают присутствующее в ватиканском оригинале чувство меры и гармонии, составлявшее основу ренессансной архитектуры и служившее примером для грядущих поколений.
Стены и своды сплошь покрыты росписями. Орнамент включает мотивы античной скульптуры и человеческие фигуры, а также причудливые изображения фантастических существ, животных, бабочек, цветов, виноградных лоз. Это прекрасный образец так называемых гротесков - свободных вариаций античных росписей, обнаруженных в Риме, в древних руинах (их сравнивали с гротами) так называемого Золотого дома императора Нерона постройки I в. н. э.
Строгая симметрия в расположении элементов орнамента не делает его застывшим, так как даже схожие мотивы отличаются один от другого. На сводах, в каждой из частей галереи, размещены росписи на библейские и евангельские сюжеты, получившие название Библии Рафаэля. Система рафаэлевых росписей воплощает характерную для Ренессанса идею многообразия и гармонии мироздания.
В Лоджиях Рафаэля действительно царит какое-то невероятное умиротворение. Возможно, в него всех повергает изумление от той невероятной красоты, которая здесь царит.
Читайте также: