Найти в Дзене
До всего есть дело

Прониклась азиатским духом до того, как это стало мейнстримом...

Когда-то очень давно, когда я еще училась, я прочитала замечательную книгу - "Ветку сакуры" Всеволода Овчинникова. Там много интересного, но сейчас пойдет речь об одной цитате, которая изменила мой взгляд практически мгновенно. Словно я знала это всю жизнь [1]. Вот она: "Посуда на японском столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках и на блюдах, и на кофейнике, и на чашках". Фото из открытого доступа в интернете Я тогда была поражена этой мыслью. Её гениальностью. Ведь это не только красиво (а это красиво!), это еще и практично! У меня тогда перед глазами тут же пронеслись все наши советские сервизы в стенках и сервантах, которые берегли... потому что побитые, не в полном комплекте они выглядили ущербными. Стоят пять одинаковых чашек и рядом стопка из шести(!) блюдец. Эта диспропорция угнетала, глаз мгновенно ее считывал. Фото из открытого доступа в интернете А

Когда-то очень давно, когда я еще училась, я прочитала замечательную книгу - "Ветку сакуры" Всеволода Овчинникова. Там много интересного, но сейчас пойдет речь об одной цитате, которая изменила мой взгляд практически мгновенно. Словно я знала это всю жизнь [1].

Вот она:

"Посуда на японском столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках и на блюдах, и на кофейнике, и на чашках".
Фото из открытого доступа в интернете
Фото из открытого доступа в интернете

Я тогда была поражена этой мыслью. Её гениальностью. Ведь это не только красиво (а это красиво!), это еще и практично! У меня тогда перед глазами тут же пронеслись все наши советские сервизы в стенках и сервантах, которые берегли... потому что побитые, не в полном комплекте они выглядили ущербными. Стоят пять одинаковых чашек и рядом стопка из шести(!) блюдец. Эта диспропорция угнетала, глаз мгновенно ее считывал.

Фото из открытого доступа в интернете
Фото из открытого доступа в интернете

А было бы всё разное, то и количество - любое! - выглядело бы нормальным. Потому что кто ж его разберет, сколько их должно быть? А если и разбилось что-то нужное, то это можно докупить - не нанося ущерба общему виду "сервиза". Заодно обновить, привнести что-то новое.

И тогда я поняла, что сама буду покупать в дом посуду по японскому методу.
Фото из открытого доступа в интернете
Фото из открытого доступа в интернете

Уже много позже я узнала, что их философия, о которой пишет Овчинников, применима везде, в том числе и в одежде, а не только дома. На ней же, кстати, строится и искусство составления икебаны, и создание прекрасных японских садов.

Ваби-саби — японская философия, которая учит ценить красоту в несовершенстве и простоте (определение из интернета).
Фото автора. Как пример "ваби-саби" - тканные и обвязанные бежевой магазинной пряжей подвески, украшенные бусинами из натурального камня. Пряжу для самих подвесок я пряла сама, предварительно расчесав в кудель все возможные домашние обрезки и остатки пряжи и ниток. Нить при прядении старалась сделать максимально фактурной - неровной, по типу букле. Процесс и результат оказались очень медидативными👍
Фото автора. Как пример "ваби-саби" - тканные и обвязанные бежевой магазинной пряжей подвески, украшенные бусинами из натурального камня. Пряжу для самих подвесок я пряла сама, предварительно расчесав в кудель все возможные домашние обрезки и остатки пряжи и ниток. Нить при прядении старалась сделать максимально фактурной - неровной, по типу букле. Процесс и результат оказались очень медидативными👍

Для себя я это перевожу еще короче: красота несовершенства. И это позволяет расслабиться и никуда не гнаться. Потому что перфекционизм (красота как раз таки совершенства) требует слишком много жертв. Когда-то это было нормой, но всё меняется, и я - за то, чтобы находить не лучшее, а оптимальное решение - во всём.

Итак, продолжу про сервировку, а то у нас тут уже экскурс в философию получился)))

У японцев тоже есть сервизы, ну то есть наборы одинаковой посуды. Но обычно это посуда подо что-то конкретное. Например, под чай. Или суп. Или суши. И всё это можно миксовать. Такого, чтоб сервиз был и для первого, и второго, и салата, и десерта с чаем, - нет.

Фото из открытого доступа в интернете
Фото из открытого доступа в интернете

Основные принципы: тарелка должна в первую очередь подходить к еде. Гармонировать с ней. Подчеркивать цвет и форму еды. Вызывать аппетит.

Именно поэтому рис часто лежит в контрастных по цвету тарелках.

Но всё же я не в Японии и желания полного подражания у меня тоже нет. А потому я взяла принцип подбора тарелок, наложила его на наш "посудный рынок" и вуа-ля! Вот что получилось.

Это "костяк" посуды в квартире:

Фото автора. Здесь пять тарелок - из путешествий, остальное - магазины города и маркетплейсы.  Есть еще один "набор": розовый с серо-голубым (нет на фото). Иногда хочется освежить взгляд. Не всё ж на зеленое смотреть)))
Фото автора. Здесь пять тарелок - из путешествий, остальное - магазины города и маркетплейсы. Есть еще один "набор": розовый с серо-голубым (нет на фото). Иногда хочется освежить взгляд. Не всё ж на зеленое смотреть)))

А это то, что я уже купила для будущей дачи:

Фото автора. Моя будущая дачная сервировка)
Фото автора. Моя будущая дачная сервировка)

Кому-то покажется пёстро, но такой я её вижу. Ягоды, фрукты, птицы, зверушки, листья.

А вот фото посуды из деревни показать не смогу. Я там только начала обновлять, летом купила 4 тарелки... Остальное всё старое и в разнобой. А красивое керамическое стоит в шкафчике и достается крайне редко🤷 Разве что я не утерплю и сервирую ими обед, или если праздник какой)

[1] - это еще одна литературная отсылка. На этот раз к Ощущению Истины из "Капитула Дюны" Фрэнка Герберта: "...это чувство было во мне всегда, с самого рождения..."

Я у вас дама эрудированная🤭

P.S. Чуть не забыла сказать. Жеребьевка в одном из районов - в пн...