Найти в Дзене

Остоженка, 1994 год: как началась история студии «Подруга»

Рассказывает Галина Белых. Однажды судьба преподнесла мне сюрприз: я попала в первый набор взрослой группы по Гармонической гимнастике. Произошло это совершенно неожиданно в одном из особняков в самом центре Москвы… А незадолго до этого, как и большинство молодых мам, я жила в ритме детского расписания. Всегда старалась водить свою дочку на разные занятия: музыка, рисование, спорт, иностранные языки, выставки и спектакли. Работу тоже никто не отменял, поэтому пришлось сознательно пожертвовать мыслями о себе — они просто не вписывались в тот ритм жизни. Записав дочь на очередную гимнастику, на этот раз «гармоническую», я стала проводить время в коридоре старинного особняка в Обыденском переулке. Ожидание скрашивала компания других мамочек: неспешные разговоры, обмен новостями — привычная рутина, ставшая образом жизни. Шел 1994 год… Но однажды после детского урока, когда каждая женщина старалась побыстрее одеть ребенка, чтобы поспешить домой или по делам, к нам вышла очаровательная

Рассказывает Галина Белых.

Однажды судьба преподнесла мне сюрприз: я попала в первый набор взрослой группы по Гармонической гимнастике. Произошло это совершенно неожиданно в одном из особняков в самом центре Москвы…

А незадолго до этого, как и большинство молодых мам, я жила в ритме детского расписания. Всегда старалась водить свою дочку на разные занятия: музыка, рисование, спорт, иностранные языки, выставки и спектакли. Работу тоже никто не отменял, поэтому пришлось сознательно пожертвовать мыслями о себе — они просто не вписывались в тот ритм жизни.

Записав дочь на очередную гимнастику, на этот раз «гармоническую», я стала проводить время в коридоре старинного особняка в Обыденском переулке. Ожидание скрашивала компания других мамочек: неспешные разговоры, обмен новостями — привычная рутина, ставшая образом жизни. Шел 1994 год

-2

Но однажды после детского урока, когда каждая женщина старалась побыстрее одеть ребенка, чтобы поспешить домой или по делам, к нам вышла очаровательная дама — преподаватель гимнастики — Людмила Николаевна (уже позднее я узнала, что она — полная тезка автора системы Гармонической гимнастики Л.Н. Алексеевой).

Она попросила минуту внимания и деликатно, но твердо предложила нам выйти из роли пассивных наблюдателей и попробовать позаниматься гимнастикой самим, вместо того чтобы подпирать стены в ожидании дочерей. Это было настолько неожиданно, что мы все в один миг нашли десятки причин, чтобы отказаться.  В этих отговорках читалась не только реальная нехватка времени и сил, но и привычка ставить свои потребности на последнее место. «Нам не до этого», — звучало как мантра, и женщины плотнее вжимались спинами в обшарпанные стены.

-3

Людмила Николаевна была готова к такой реакции и привела более весомые аргументы: сама она кандидат химических наук, работает в Университете, имеет дочь-подростка… Но даже при такой нагрузке она убеждена: время, посвященное своему здоровью и настроению — не роскошь, а необходимость.

Под напором ее доводов мы с несколькими дамами сдались — хоть и без особого энтузиазма. Действительно, чем я рискую? Схожу, посмотрю, что за неведомая гимнастика. Тем более детям занятия нравятся, а это тоже немаловажно.

И это был он — поворот судьбы!

Постепенно, от урока к уроку, перед нами открывалась тайна: на занятии мы получаем не только полезную физическую нагрузку — за внешней простотой движений скрывается целое искусство. Гармоническая гимнастика — это синтез музыки и танца, сочетание пластики движений и женской грации, а не просто тренировка тела. Здесь каждый этюд содержателен по смыслу, добавляет штрихи к совершенству образа и сопровождается «живым» аккомпанементом на фортепиано.

Хореографию каждого этюда определяет строгое либретто — оно несет идею, сюжет и даже заимствования из мифологии.

Каким-то волшебным наитием юная Людмила Алексеева в суровые годы начала ХХ века пришла к мысли о создании уникальной системы музыкального движения. В свои танцевальные композиции она виртуозно вплетала элементы из йоги, дыхательных практик, а также идеи свободного танца, привезенные в Россию Айседорой Дункан. Ее соратником и сподвижником в последствии стал Андрей Владимирович Родионов — пианист и композитор, подаривший Гармонической гимнастике не одно музыкальное произведение. Он по праву является соавтором этой системы музыкального движения.

-4

И вот уже мой преподаватель — Людмила Николаевна Холодковская (Александрова) — помогает мне проникнуться этой системой и сохранить интерес к ней на долгие годы. Занимаясь гимнастикой, получаешь ощущение творческой самореализации, грациозности и душевной легкости. Важно, что постичь эту систему до конца невозможно: каждый сезон и даже занятие позволяют узнать что-то новое либо о себе и собственных возможностях, либо об этюдах, которые казались давно изученными... И понимаешь, что нет предела совершенству!

Это подтверждает тот факт, что наша группа существует уже более тридцати лет!

Могли ли Алексеева и Родионов предположить, что, спустя многие годы после их ухода, неизвестные им участницы группы (которой мы дали название «Подруга» по одноименному и всеми любимому этюду И.Е. Родионовой-Девятковой), будут вспоминать их с огромной благодарностью, отмечать их дни рождения и посвящать свои занятия их памяти? Возможно надеялись, но уверены в этом точно не были. Они несли дело своей жизни сквозь исторические тернии, переживаемые страной в ХХ веке, реализуя свой талант в уникальной системе гармонизации души и тела.

***

Есть у нас этюд «Муфта» (автор — Л.Н. Алексеева), который у меня ассоциируется с уютной вечерне-зимней Москвой начала прошлого века. Тихие переулки в тусклом освещении, падающие хлопья снега на фоне чудесных малоэтажных особнячков, красота которых неподвластна времени... 

По этим переулкам сто лет назад изящные милые барышни, пряча в муфтах озябшие ладошки, спешили на занятия Гармонической гимнастики в студию Алексеевой.

-5

-6

#ГармоническаяГимнастика #СтудияПодруга #30ЛетВместе #ЛюдмилаАлексеева #МузыкальноеДвижение #СтараяМосква #ЗаботаОСебе #ВдохновляющиеИстории