Найти в Дзене

Новогодние ёлки Петербурга: где увидеть праздничное чудо

В России обычай новогодней елки берет начало в Петровскую эпоху. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому летоисчисление предписывалось вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. День «новолетия», который на Руси традиционно приходился на 1 сентября, по примеру европейских христианских народов перенесли на 1 января. Жан-Марк Натье. Портрет Петра 1. За этим последовал еще один царский указ, напрямую связанный с формированием будущей праздничной традиции. Он предписывал украшать дома и городские улицы ветвями хвойных растений. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому ка
Оглавление

В России обычай новогодней елки берет начало в Петровскую эпоху. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому летоисчисление предписывалось вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. День «новолетия», который на Руси традиционно приходился на 1 сентября, по примеру европейских христианских народов перенесли на 1 января.

Жан-Марк Натье. Портрет Петра 1.
Жан-Марк Натье. Портрет Петра 1.

За этим последовал еще один царский указ, напрямую связанный с формированием будущей праздничной традиции. Он предписывал украшать дома и городские улицы ветвями хвойных растений.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Однако почти сразу после смерти Петра I и на протяжении всего XVIII века его рекомендации были забыты, и еловыми ветками перестали украшать улицы. Только в питейных заведениях традиция сохранилась, поскольку именно там продолжали выполнять царские предписания. Постепенно возникла новая ассоциация: по еловым веткам начали узнавать кабаки.

Украшения не снимали в течение всего года, почти как сегодня, когда праздничная елка иногда стоит до мая. Поэтому сами трактиры в народе стали называть елками, что еще сильнее закрепляло за деревом низкое и даже мрачное значение.

Ольга Романова. Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III
Ольга Романова. Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III

Лишь в XIX веке ель вновь вошла в русскую праздничную традицию как символ Рождества. Этому способствовал приток немцев в Северную столицу, поскольку они привозили с собой свои обычаи, среди которых была и украшенная елка, связанная с домашним уютом и семейным торжеством.

У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо… Дети с любопытством заглядывают туда.

Первой законодательницей моды на рождественские ёлки в России стала княгиня, будущая императрица Александра Фёдоровна, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Выросшая в Берлине, она с детства была окружена немецкой рождественской традицией украшать дом елью, поэтому, приехав в Россию, естественно решила продолжить привычный семейный обычай.

Борис Кустодиев. Елочный торг, 1918
Борис Кустодиев. Елочный торг, 1918

24 декабря 1817 года в Москве, в Кремле, где в то время находилась царская семья, была установлена первая рождественская ёлка в императорском доме. На следующий год ель уже стояла в их собственном Аничковом дворце, а после коронации Николая Павловича и Александры Фёдоровны праздничные ёлки стали ежегодной традицией в Зимнем дворце.

Новогодняя ёлка в столице

Первая публичная елка в Петербурге была установлена в 1852 году в Екатерингофском вокзале, возведением в 1823 году архитектором Огюстом Монферраном в Екатерингофском саду. Одной стороной ель прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги.

Новогодняя ёлка в Петербурге сегодня

Сегодня эта традиция, зародившаяся ещё в середине XIX века, стала неотъемлемой и важной частью новогоднего праздника.

В Санкт-Петербурге эта традиция особенно заметна: каждый год здесь устанавливают десятки праздничных деревьев, и в этом году они снова порадуют жителей и гостей города.

-4
  • Главная ёлка на Дворцовой площади

Тридцатиметровую красавицу планируют украсить игрушками в виде избушек, огромных шаров, лошадей и конфет, гирляндами из флажков и серпантином, а зажжёт ее 20 декабря Всероссийский Дед Мороз.

Прошлой зимой на площади была установлена ёлка из Выборгского района, а в этом году выбрано вековое дерево из Копорского лесничества Ломоносовского района.

-5
  • Биржевая площадь и площадь Александра Невского

На этих площадях в этом году установят двадцатиметровые искусственные деревья.

  • Так же главные символы праздника установят у Гостиного двора и Адмиралтейской набережной, на Казанской площади, около Ледового Дворца, на площади Пролетарской диктатуры, а также перед зданием Смольного, на Марсовом поле, площади Белинского и Сенной площади.
  • Ёлка появилась в Думской башни на высоте 44 метра и чтобы ее увидеть, придется преодолеть 233 ступени.

Так что, гуляя по зимнему Петербургу и встречая яркие праздничные ели, можно вспомнить: за каждым таким деревом стоят столетия истории