Найти в Дзене

Исусова молитва

Святой Серафим Саровский молится Исусовой Молитвой стоя на камне. Ису́сова моли́тва – краткая покаянная молитва, обращенная к Господу Исусу Христу. Существует её полная форма: «Исусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешнаго». После молитвы слово "Аминь" не произносят. Имя Христа пишут с одной десятеричной буквой "И". Существуют и более краткие варианты. За Исусовой молитвой также закреплено название «умной молитвы», «тайной молитвы», «священной молитвы», «сердечной молитвы», «затвора ума и сердца». Творение «Исусовой молитвы» определяют как «умно-сердечное делание», «делание сердца», форма хранения ума и трезвения. В зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем эту молитву, она обозначается тем или иным наименованием. Вообще различают несколько видов молитвы: • словесная (произносится вслух); • умная деятельная (называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а
Святой Серафим Саровский молится Исусовой Молитвой стоя на камне.
Святой Серафим Саровский молится Исусовой Молитвой стоя на камне.

Ису́сова моли́тва – краткая покаянная молитва, обращенная к Господу Исусу Христу. Существует её полная форма: «Исусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешнаго».

После молитвы слово "Аминь" не произносят. Имя Христа пишут с одной десятеричной буквой "И".

Существуют и более краткие варианты.

За Исусовой молитвой также закреплено название «умной молитвы», «тайной молитвы», «священной молитвы», «сердечной молитвы», «затвора ума и сердца». Творение «Исусовой молитвы» определяют как «умно-сердечное делание», «делание сердца», форма хранения ума и трезвения.

В зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем эту молитву, она обозначается тем или иным наименованием. Вообще различают несколько видов молитвы:

• словесная (произносится вслух);

• умная деятельная (называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым),

• умно-сердечная деятельная (вместе с умом молится и сердце).

Следующие два вида молитвы обретаются молящимся по очищении сердца от греховных страстей:

• умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),

• умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от посторонних помыслов).

По соединении души с Исусом Христом в «один дух» (1Кор.6:17) обретается высшая степень молитвы:

• молитва зрительная, созерцательная.

Прообраз Исусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Исус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что рядом находится Исус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Исус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня».

Также некоторое сходство молитва Исусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Исусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22).

Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

Моление молитвою Исусовою есть установление Божественное. Установлено оно не чрез посредство пророка, не чрез посредство Апостола, не чрез посредство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Исус Христос установил моление Его именем:

"Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна." Евангелие от Иоанна 16 глава, стих 23, 24.

Деяние апостолов 2 гл. стих 21: "И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».

Библия книга пророка Иоиль 2 гл. стих 32: "И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь".

Считается, что широкое распространение в монашеской среде Исусова молитва получила в V в, что соответствовало времени развития христологических споров. Начиная с V века практика Исусовой молитвы никогда не прекращалась и достигла своего расцвета в XIII–XIV веках среди подвижников-исихастов, многие из которых подвизались на горе Афон.

Исусова молитва имеет различные формы. Наиболее пространная из них: «Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (гре́шную)». Слово «грешнаго» было добавлено преподобным Григорием Синаитом.

В Греции принята форма: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Самая же краткая форма Исусовой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

В обычном употреблении Исусова молитва не отличается ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это естественное состояние жизни христианина (1Фес.5:17), то и в отдельном благословении такое её употребление не нуждается.

О том, что идущий путем Исусовой молитвы может претерпевать скорби как на молитве, так и после нее, предупреждал и преподобный Варсонофий Оптинский: «Путь молитвы Исусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби». Совершающий Исусову молитву должен обращать особо пристальное внимание на свою духовную жизнь.

Следованная Псалтирь законополагала неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Исусовой молитвой:

Малое повечерие – 400, Великое повечерие – 700, Часы без междочасия – 1000, Часы с междочасием – 1500, Полунощница – 600,

Утреня – 1500, Псалтирь – 6000 (кафизма – 300, слава – 100).