Иногда случается так, что фильмы обретают статус культового и при этом имеют невероятно низкие кассовые сборы. Наука пока не обнаружила никакой закономерности между качеством снятого фильма и его успехом у зрителей. Когда всякая дрянь собирает миллиарды зрителей, это можно стерпеть, но когда великое кино пролетает мимо кассы — вот это обидно. Зачастую никто, даже продюсеры и бухгалтеры киностудии, не могут точно определить, провалилось кино или принесло какую-то прибыль, так как кинобизнес — вещь странная и отдает финансовым шаманством. Сегодня мы разберем с вами 12 культовых фильмов, которые провалились в прокате. Поехали!
Бойцовский клуб (1999)
Мало кто может сейчас подумать об этом, но небезызвестный «Бойцовский клуб» жестко провалился в прокате: при бюджете в 63 млн долларов собрал всего 100 млн в Америке. Журналисты и общественные деятели объявили фильму настоящую войну, обвиняя «Бойцовский клуб» во всех грехах, даже в пропаганде фашизма. Если бы не кассовые сборы за пределами США, финансовая судьба фильма сложилась бы совсем паршиво. В любом случае, проект списали как убыточный.
Он взлетел лишь тогда, когда «Бойцовский клуб» выпустили на DVD. Через 10 лет после премьеры влиятельное издание The New York Times напечатало статью Денниса Лима, в которой «Бойцовский клуб» был назван, по всей вероятности, определяющим культовым фильмом нашего времени. Он числится в 10 лучших фильмах по версии IMDb и входит во многие другие подобные рейтинги. Это один из фильмов, вызвавших в 90-е годы наибольшие общественные резонансы.
Скотт Пилигрим против всех (2010)
По сюжету герой комикса, Скотт Пилигрим, хочет встречаться с девушкой своей мечты, но прежде ему следует победить семерых её бывших. Режиссёр фильма, Эдгар Райт, понял словосочетание "экранизация комикса" слишком буквально, но при этом нашёл идеальную форму. Беда заключалась в чрезмерно оригинальной стилистике, к которой зрители были не готовы, и лишь сейчас начали открывать для себя этот фильм. Чрезвычайно рискованно было вообще замышлять такой проект: тинейджерская романтическая комикс-комедия за 60 млн долларов с рок-н-роллом и видеоиграми. Славо богу, иногда дают деньги на такие распрекрасные, но заведомо провальные авантюры. Благодаря данной картине вектор современного кинематографа сдвинулся в несколько абсурдную сторону, и теперь мы можем лицезреть такие прекрасные фильмы, как "Ультраамериканцы" и "Кингсмен". В 2010 году люди действительно ещё не были готовы к такому буйству экшена и абсурда на экранах кинотеатров, но сейчас это одно из обязательных условий, которое позволяет удержать поколения зрителей с клиповым мышлением у экранов.
Выживут только любовники (2013)
Философско-романтическую картину о бессмертных вампирах, находящихся в постоянном поиске красиво и пассивно ищущих смысл в искусстве, зрители попросту проигнорировали. Фильм собрал всего лишь 2 млн в домашнем прокате при смешном бюджете в 7 млн. Это, конечно, провал. То ли зрители устали от вампиров настолько, что готовы были плюнуть на великий дуэт Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона, то ли сыграло решение Джармуша убрать все экшен-сцены, которых продюсеры, напротив, просили сделать больше. Кто знает, но мы рады, что фильм остался таким, какой он есть, и никакая погоня за кассой не испортила видение режиссера. Кстати, фильм пришелся по вкусу критикам и фанатам Джармуша, но вот широкая публика на "Выживут только любовники" не пошла.
Донни Дарко (2001)
Такие сложные фильмы, как построенные на научных и житейских парадоксах, выпускаются по принципу лотереи: повезет или не повезет. Никто даже не гадает. Здесь не повезло: в кинотеатрах фильм собрал смешные деньги, зато сейчас его, кажется, видели все и не по одному разу. А в прошлое вернуться и посмотреть на большом экране парадоксы не позволяют. При бюджете в 6 млн долларов "Донни Дарко" собрал всего миллион. Можно сказать, что этот фильм поставил крест на карьере Ричарда Келли, так как после него он занимался всё более низкобюджетными и убыточными проектами.
Малхолланд Драйв (2001)
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, названный BBC Culture лучшим фильмом XXI века, не окупился в прокате: фильм собрал 7 млн в США при бюджете 15 млн. Любая студия, выделяющая Линчу более 10 млн на реализацию его гениальной задумки, заслуживает похвалы, даже если фильм не привлек столько зрителей, сколько заслуживал. Тем не менее «Малхолланд Драйв» регулярно фигурирует во всех возможных списках лучших фильмов всех времён.
Комната (2003)
"Комната", снятая загадочным Томми Вайсо, — это объективно очень плохое кино, которое обрело культовый статус и множество поклонников. На IMDb печальная оценка 3.6, но при этом кино Томми Вайсо можно назвать культовым: в большинстве топов в духе "худшие фильмы в истории кино" он находится в лидерах.
Во-первых, этот фильм лучше смотреть в оригинале с субтитрами: закадровый голос портит всю атмосферу безумия и фирменных интонаций Вайсо. А во-вторых, попробуйте получить странное удовольствие. Да, это плохое кино во всех отношениях, но именно этим оно и прекрасно.
Нужно заметить, что "Комната" стала популярнее намного позже выхода, в эпоху вирусных YouTube-видео. Первые показы в Лос-Анджелесе не удались: зрители не выдерживали и половины фильма. Суммарно "Комната" собрала в кинотеатрах чуть меньше 2000 долларов при бюджете в 6 млн долларов.
Своих первых поклонников фильм получил в 2010 году: на "Комнату" сделал обзор Дуг Уокер, более известный как Ностальгирующий Критик, который посоветовал всем своим фанатам обязательно посмотреть это. Вайсо судился с Уокером, даже добился удаления видео, но обзор всё же удалось восстановить. После всей шумихи фильм Вайсо стал обрастать реальной фан-базой. Люди сами начали организовывать показы и устраивать тематические вечера, на которых разговаривали фразами из "Комнаты". Так фильм добрал ещё 1.7 млн долларов.
Стальной гигант (1999)
Любой список лучших анимационных фильмов почти наверняка включает «Стального гиганта» Брэда Берда. Однако фильму потребовалось время, чтобы добиться широкого признания и стать классикой. В 1999 году он уже имел статус печально известного провала: студия Warner Bros. потратила 70 млн долларов на производство, а фильм едва достиг отметки в 20 млн в американском прокате. С помощью «Стального гиганта» студия надеялась конкурировать с набирающими мощь компаниями Pixar и DreamWorks Animation — амбициозными новичками в анимации. Критики приветствовали фильм, но зрителям понадобилось значительно больше времени, чтобы по достоинству его оценить.
Хранитель времени(2011)
«Хранитель времени» — редкий заход Мартина Скорсезе на территорию семейного кино, который был отмечен успехом у критиков и одиннадцатью номинациями на «Оскар». Но медитативному детскому 3D-фильму Paramount не просто было окупить бюджет в 170 млн долларов. Сборы в 73 млн в США и 185 млн в мировом прокате могли бы впечатлить, если бы не раздутый бюджет из-за желания Скорсезе рассказать относительно камерную историю с помощью трёхмерных визуальных эффектов. Критики высоко оценили старания Скорсезе, но в финансовом отношении студия Paramount похвастаться нечем.
Стив Джобс (2015)
Несмотря на отличные рецензии и номинации на "Оскар" у Майкла Фассбендера и Кейт Уинслет, "Стив Джобс" Дэнни Бойла не смог привлечь зрителей. Биографическая драма о соучредителе Apple, написанная Аароном Соркиным, собрала всего 17 млн долларов в США и 34 млн долларов во всем мире. Студия Universal вложила в фильм 30 млн долларов, но всё же многие критики высоко оценили амбициозность Соркина, который рассказал историю жизни Джобса, сосредоточившись на закулисной драме трёх знаковых презентаций компании Apple.
Вилли Вонка и шоколадная фабрика (1971)
Считается, что детское и семейное кино — самое надежное капиталовложение, прежде всего потому, что на сеансы приходят не одиночки-маньяки, а целые семьи, и сборы многократно выше. Однако многим классическим детским фильмам поначалу жутко не везло. Колдовство и сглаз, наверное, даже каноничный «Волшебник страны Оз» поначалу приносил лишь убытки и окупился лишь при повторном прокате через многие годы. Сам проект стоил создателям немалых трудов: компания Nestlé создала для него 110 тысяч съедобных и несъедобных плиток шоколада, а на создание шоколадной реки ушло 708 миллионов литров поддельного шоколада. Зрители, увы, не сразу оценили старания. Говорили, что провал случился из-за выхода в прокат одновременно с детским фильмом «Утка за миллион долларов». При бюджете в 3 миллиона долларов «Вилли Вонка» собрал всего 500 тысяч.
Достучаться до небес (1997)
Любимый миллионами киноманов фильм о приключениях двух познакомившихся в больнице парней, которым врачи поставили смертельный диагноз, заработал в американском прокате всего 5710 долларов, тогда как на его производство создатели потратили 4,3 млн марок. «Достучаться до небес» — немецкая картина, кинематографисты так и не смогли понять, почему фильм, который очень понравился зрителям во всем мире, не смог заинтересовать американскую аудиторию.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
Странный Тери Гильман снял по книге странного Хантера Томпсона странный фильм «Путешествия». Нет ничего необычного в том, что широкие массы не поняли и не оценили творчество эксцентричного режиссёра, ведь оригинальное произведение, на котором базируется картина, также тяжело воспринимается читателем. Тери Гильман потратил на производство картины 18,5 млн долларов, а в прокате в США она собрала всего 10,7 млн.
Обязательно поставь лайк, чтобы не пропустить другие интересные статьи!