Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Семь шедевров Джотто

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone; 1266 или 1267 — 1337) — один из важнейших художников в развитии западноевропейского искусства. На целое столетие предвосхитив многие темы и устремления Высокого Возрождения, его живопись ознаменовала новую эру, объединив религиозную традицию с зарождавшейся идеей ренессансного гуманизма. Влияние Джотто на европейское искусство было велико. Многие историки полагают, что оно оставалось непревзойдённым вплоть до Микеланджело, который подхватил его эстафету лишь два столетия спустя. Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв Джотто наиболее известен своими новаторскими исследованиями возможностей перспективы и живописного пространства, что привнесло новое чувство реализма в изображение религиозных сюжетов. Его фигуры были наполнены эмоциональностью, ранее не виданной в высоком искусстве, а архитектурные элементы строились согласно законам пропорции и перспективы. 1. «Исаак, благословляющий

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone; 1266 или 1267 — 1337) — один из важнейших художников в развитии западноевропейского искусства. На целое столетие предвосхитив многие темы и устремления Высокого Возрождения, его живопись ознаменовала новую эру, объединив религиозную традицию с зарождавшейся идеей ренессансного гуманизма. Влияние Джотто на европейское искусство было велико. Многие историки полагают, что оно оставалось непревзойдённым вплоть до Микеланджело, который подхватил его эстафету лишь два столетия спустя.

Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв

Джотто наиболее известен своими новаторскими исследованиями возможностей перспективы и живописного пространства, что привнесло новое чувство реализма в изображение религиозных сюжетов. Его фигуры были наполнены эмоциональностью, ранее не виданной в высоком искусстве, а архитектурные элементы строились согласно законам пропорции и перспективы.

1. «Исаак, благословляющий Иакова», ок. 1290–1295

«Исаак, благословляющий Иакова», ок. 1290–1295 гг. Фреска яичной темперой — Базилика святого Франциска, Ассизи
«Исаак, благословляющий Иакова», ок. 1290–1295 гг. Фреска яичной темперой — Базилика святого Франциска, Ассизи

Хотя историки спорят о точном авторстве некоторых фресок в Ассизи, существует общее согласие, что эта работа и другие важные фрески принадлежат кисти Джотто. «Исаак, благословляющий Иакова», одна из самых ранних сохранившихся работ Джотто, является частью фрескового цикла в Верхней церкви базилики святого Франциска в Ассизи. Здесь изображён престарелый Исаак, благословляющий своего младшего сына Иакова, в то время как Иаков предлагает ему пищу, а жена Исаака Ребекка наблюдает.

Фрагмент фрески
Фрагмент фрески

Эта фреска демонстрирует ранние технические инновации Джотто: создание убедительного пространства между человеческими фигурами. Хотя художники использовали технику перспективы с античных времён, Джотто сочетает её с многочисленными деталями непринуждённой повседневной жизни, чтобы сделать сцену более правдоподобной: занавес в глубине комнаты, смятые простыни у ног Исаака. Лица персонажей обладают индивидуальными чертами, а их взгляды передают психологическую связь. Эти новшества привнесли новое психологическое измерение в религиозное повествование. Таким образом, фреска Джотто подчёркивает изменения в европейских техниках живописи, которые стали ключевыми для художников эпохи Возрождения и последующих поколений.

2. «Распятие», 1288–1289

«Распятие», 1288–1289 Темпера и золото на деревянной панели — Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
«Распятие», 1288–1289 Темпера и золото на деревянной панели — Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Эта работа высотой почти шесть метров, часть алтарной преграды, показывает, как Джотто переосмыслил устоявшиеся каноны религиозного изображения. 

Более ранние византийские художники обычно изображали Распятие с «Торжествующим Христом», который стоит прямо и, кажется, гордо смотрит с креста. Здесь же Джотто сосредотачивается на пафосе сцены и, таким образом, побуждает зрителя сопереживать страданиям Христа.

Деталь
Деталь

Необычно детальное анатомическое изображение тела Христа показывает, как оно тяжело провисает на кресте, как могло бы провисать тело реального человека. Мышцы на руках Христа кажутся болезненно растянутыми из-за их резкого очертания, в то время как его живот некомфортно провисает. Его голова склоняется, чтобы наполнить сцену грустью эмоциональных страданий.

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Дева Мария и святой Иоанн расположены у каждой руки, смотрящие внутрь на страдания Христа. Поскольку Джотто скорректировал своё «Распятие» с учётом точки зрения зрителей (они сидят или стоят под распятием), пропорции тела Христа придают дополнительную эмоциональную значимость при взгляде снизу.

Это изображение Христа на кресте стало предпочтительной моделью для более поздних художников.

3. «Рождество в Греччо», ок. 1300

«Рождество в Греччо», ок. 1300 г. Фреска яичной темперой — Базилика Святого Франциска, Ассизи
«Рождество в Греччо», ок. 1300 г. Фреска яичной темперой — Базилика Святого Франциска, Ассизи

Сцена из цикла фресок Джотто о жизни святого Франциска показывает нам святого, создающего первую сцену Рождества, теперь хорошо известную в праздновании Рождества во всём христианском мире. Мы видим, как святой Франциск кладёт Христа в ясли. Джотто показывает святого Франциска чётко позади алтарной преграды, которая обычно разделяет церковь на пространство для верующих и для служителей, таких как францисканские монахи. Джотто изображает необычную обстановку, используя перспективу для создания пространства перед зрителем. Мы можем видеть, как пол наклонён вверх, кафедра удаляется от нас, а конструкция слева показана с резкой диагональю. 

Как отмечает историк искусства Жаклин Э. Джанг, фреска даёт уникальное представление о социальных взаимодействиях в средневековой церкви. Справа и слева от святого Франциска хорошо одетые (и, следовательно, богатые) личности в струящихся и цветных одеждах окружают четырёх францисканских монахов в коричневых одеждах. Поскольку монахи стоят позади хорошо одетых личностей с открытыми ртами, сцена, кажется, предлагает мирянам-верующим наставление в происходящем перед ними религиозном событии; им не только разрешено находиться за алтарной преградой, но они могут учиться, глядя на святого Франциска и слушая монахов. Женщинам тоже разрешено входить в эту область, поскольку они стоят на пороге алтарной преграды.

Здесь вместе изображены и богатые миряне, и монахи, и женщины на пороге преграды, что указывает на сложность гендерных и социальных отношений того времени.

4. «Страшный суд», ок. 1302–1305

«Страшный суд», ок. 1302–1305 гг. Фреска яичной темперой — Капелла Скровеньи, Падуя
«Страшный суд», ок. 1302–1305 гг. Фреска яичной темперой — Капелла Скровеньи, Падуя

В первые годы 1300-х годов богатый ростовщик Энрико Скровеньи построил частную капеллу в городе Падуя и нанял Джотто для разработки декоративной схемы для всего интерьера.

Роспись капеллы Скровеньи в Падуе — зрелый шедевр Джотто с целостным замыслом и новым подходом к пространству. По словам историка искусства Анны Мюллер ван дер Хаген, Джотто «изображает образ, фигуры и пространство по отношению к поверхности картины в новой форме». «Страшный суд», написанный на одной из стен капеллы, особенно примечателен в этом отношении.

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Беспрецедентным образом Джотто разрушает границы между нарисованным пространством сцены и физической архитектурой капеллы. Например, ангелы в верхней части картины показаны открывающими нарисованную небесную твердь, чтобы раскрыть врата небесные, в то время как другие ангелы выглядывают из-за рамы реального окна. Одежды священника, стоящего на коленях на переднем плане, нарисованы так, будто они действительно свешиваются через раму двери.

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Деталь
Деталь

Джотто также подчёркивает связь между этим миром и загробным, делая необычный шаг, включив портрет своего покровителя, Энрико Скровеньи, держащего модель своей капеллы и подносящего её восседающему на троне Христу. Хотя Джотто, вероятно, сделал это по просьбе своего покровителя, это было необычно, потому что Скровеньи был ещё жив в то время. Помещая его на сторону благословенных, Джотто указывает на набожность Скровеньи; это резко контрастирует с поэтом Данте (тогда жившим в Падуе), который осудил Скровеньи на ад в своей «Божественной комедии».

5. «Оплакивание Христа», 1305

«Оплакивание Христа», 1305 Фреска — Капелла Скровеньи (дель Арена), Падуя
«Оплакивание Христа», 1305 Фреска — Капелла Скровеньи (дель Арена), Падуя

«Оплакивание смерти Христа» Джотто (популярный сюжет для религиозных картин XIV века) — самая известная из его фресок для капеллы Арена в Падуе. Считающиеся подлинным шедевром проторенессансной живописи, фрески Джотто открыли новаторский стиль натурализма, опровергнув плоские, двухмерные условности средневековой живописи. Фрески капеллы Арена (или Скровеньи) состоят из 39 последовательных сцен, изображающих события из жизни Девы Марии и события из жизни Христа. Всеобъемлющей темой является искупление, и это, вероятно, отражало желание семьи Скровеньи, разбогатевшей на ростовщичестве, успокоить свою совесть и загладить свои грехи.

Христос был снят с креста, и его безжизненное тело оплакивают. Мария, центральная фигура картины, держит голову своего сына, Мария Магдалина оплакивает Христа у его ног.

Джотто передаёт эмоции скорби через детали: руки, ноги, склонённые головы, приоткрытые в горестном стоне рты. Уменьшенные фигуры скорбящих ангелов и диагональные линии горного хребта дают ощущение глубокого пространства.

Сочетание одушевлённых человеческих фигур и трёхмерной глубины ознаменовало отход от плоского византийского стиля в искусстве.

6. «Мадонна Оньисанти», 1309

«Мадонна Оньисанти» («Мадонна на троне»  ), ок. 1309 Темпера и золото на панели — Галерея Уффици, Флоренция
«Мадонна Оньисанти» («Мадонна на троне» ), ок. 1309 Темпера и золото на панели — Галерея Уффици, Флоренция

Возвышенное положение Мадонны с младенцем в картине символизирует их духовное возвышение, но оно сделано реалистичным благодаря изображению трона со ступенями, ведущими к нему; они не оставлены парящими в воздухе. Рука младенца Христа, поднятая для благословения, становится фокусной точкой картины, где сходятся большинство линий перспективы. Взгляды окружающих фигур направлены на святую пару, побуждая зрителя направить свой взгляд в том же направлении и разделить изображённый акт обожания.

Джотто тщательно прописывает анатомию под одеждами, подчёркивая человеческую плоть Девы и младенца. Это изображение Богоматери и Христа как человеческих матери и сына оказало большое влияние на художников ренессанса, таких как Фра Филиппо Липпи. Скульптор XX века Генри Мур восхищался фигурами Джотто, говоря, что это «лучшая скульптура, которую я видел в Италии».

7. Эскиз кампанилы, ок. 1334

Эскиз колокольни, ок. 1334
Эскиз колокольни, ок. 1334

В 1334 году Джотто приступил к проектированию колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Этот приписываемый ему эскиз отражает оригинальный замысел. Хотя из-за его смерти проект завершали другие мастера, нижний ярус однозначно связывают с Джотто. За этот вклад его причисляют к отцам-основателям архитектуры ренессанса наряду с Брунеллески и Альберти.

Серия скульптурных рельефов представляет собой прославление знания и мышления и описывает развитие человеческой цивилизации. В совокупности рельефы передают идею о том, что исследования и обучение через технологию и теологию сделали человечество (потенциально) достойным божественного искупления.

Колокольня Джотто
Колокольня Джотто

Влияние Джотто на развитие итальянского ренессанса и всей истории европейского искусства огромно. Признанный при жизни как мастер такими мыслителями, как Данте и Боккаччо, его поиски нового живописного пространства и беспрецедентного реализма вдохновили первых творцов ренессанса во Флоренции.

Его влияние заметно в скульптурной революции Гиберти и Донателло (начало 1400-х) и в живописи Мазаччо (после 1420). Ключевое значение имеют его интерес к человеческим эмоциям, моделировки фигуры, стремление сократить дистанцию между библейскими персонажами и зрителем, а также увлечение архитектурой, пропорцией и перспективой.

Вид на часовню. Фреска, 150 х 140 см Капелла Скровеньи (часовня Арена), Падуя
Вид на часовню. Фреска, 150 х 140 см Капелла Скровеньи (часовня Арена), Падуя

Примечателен значительный промежуток между новаторством Джотто (ок. 1300) и полномасштабной художественной революцией, начавшейся век спустя. Это, вероятно, связано с эпидемией чумы 1348 года и экономическим спадом, которые затормозили культурное развитие. Только с наступлением стабильности и процветания Флоренции в начале XV века достижения Джотто были в полной мере оценены и стали основой для нового искусства.

Источники:

1. Джотто (Серия мастеров итальянского искусства)

Автор: Анна Мюллер ван дер Хаген

2. Джотто: Рождение звезды.

Джонатан Джонс / The Guardian / 4 Декабря 2004 Года

3. Life of Giotto, from Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors and Architects

By Giorgio Vasari / 1550-1568

4. Фото Википедия

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Музеи
137 тыс интересуются