Найти в Дзене

Образы катастрофы: как живопись запечатлела Чернобыльскую трагедию

Чернобыльская авария, произошедшая в ночь на 26 апреля 1986 года, отразилась не только в политике, экономике, но и в культуре страны. Такая масштабная катастрофа и её последствия не могли не оставить след в сознании человека. Радиация, мутации, огромное количество смертей – ужасали и не давали покоя многим. Почти сразу начинают появляться картины. Одним из художников, которые в своём творчестве освящали эту тему, был Сергей Фёдорович Давидович. В его работах чётко читаются боль, страх, безысходность. В одной из картин (Рис.1) художник отображает реалии того времени. Когда народ отмечал 1 мая, уже с невероятной скоростью распространялась радиация. Люди об этом даже не подозревали и продолжали оставаться на улицах, не смотря на угрозу для их жизни. Выступление Горбачева об аварии произошло только 14 мая 1986 года, к этому времени уже было огромное количество облучившихся людей. Рис. 1. «Первомай 1986 года» Ещё одна работа посвящена тому, как выселяли жителей с близлежащих городов, сёл и

Чернобыльская авария, произошедшая в ночь на 26 апреля 1986 года, отразилась не только в политике, экономике, но и в культуре страны. Такая масштабная катастрофа и её последствия не могли не оставить след в сознании человека. Радиация, мутации, огромное количество смертей – ужасали и не давали покоя многим. Почти сразу начинают появляться картины. Одним из художников, которые в своём творчестве освящали эту тему, был Сергей Фёдорович Давидович. В его работах чётко читаются боль, страх, безысходность. В одной из картин (Рис.1) художник отображает реалии того времени. Когда народ отмечал 1 мая, уже с невероятной скоростью распространялась радиация. Люди об этом даже не подозревали и продолжали оставаться на улицах, не смотря на угрозу для их жизни. Выступление Горбачева об аварии произошло только 14 мая 1986 года, к этому времени уже было огромное количество облучившихся людей.

Рис. 1. «Первомай 1986 года»
Рис. 1. «Первомай 1986 года»

Ещё одна работа посвящена тому, как выселяли жителей с близлежащих городов, сёл и деревень. Пожилые люди, конечно, не желали уезжать, военным приходилось силой вывозить население. Однако до сих пор в некоторых местах проживают люди, которые остались там. Название картины говорит само за себя «На пересечении судьбы» (Рис.2). Ведь действительно в этот момент жизнь у людей делилось на «до» и «после».

Рис. 2. «На пересечении судьбы»
Рис. 2. «На пересечении судьбы»

В это время начала складываться мифологизация Чернобыля. Например, в работе «Чернобыльские призраки» (Рис.3) всё того же Сергея Фёдоровича Давидовича. Отображаются фантазии, мысли, страхи многих людей того времени. Затмение также принято считать чем-то мифическим и загадочным. Работа «Солнечное затмение» это также подтверждает. Оно изображено, как фон всего того, что происходило в Чернобыле. Сама станция изображена в форме черепа, так как она до сих пор воспринимается, как сооружение несущее смерть.

Рис.3. «Чернобыльские призраки»
Рис.3. «Чернобыльские призраки»
Рис.4. «Солнечное затмение», 1994.
Рис.4. «Солнечное затмение», 1994.

Не менее важной и показательной является работа «Современная помпея» (Рис.5). Художник делает отсылку к работе К.П. Брюллова. Делая акцент, что это трагедия не меньшего масштаба. Настроение у картины очень схоже с настроением уже ранее названной работой К.П. Брюллова. Ярко-красное огненное небо, паника людей, большое количество домов возле ЧАЭС говорит о масштабе происходящих событий.

Рис. 5 «Современная помпея». Художник : Сергей Давидович
Рис. 5 «Современная помпея». Художник : Сергей Давидович

Как и работы С.Ф. Давидовича, картины Юрия Никита несут в себе страх, отчаяние, безысходность и кошмар. Например, Центром картины «Чернобыльская Богоматерь» (Рис.6) является радиационное облако, которое поглощает в себя всё как предметы, так и живые существа.

Рис. 6. «Чернобыльская Богоматерь». Художник: Юрий Никитин
Рис. 6. «Чернобыльская Богоматерь». Художник: Юрий Никитин

Опустошённые деревни, улицы, дома, изобразил В. Шматов в своей работе «В Чернобыльской зоне» (Рис.7), «В окрестностях Чернобыля» (Рис.8)

Рис.7. «В Чернобыльской зоне». Художник: Виктор Шматов.
Рис.7. «В Чернобыльской зоне». Художник: Виктор Шматов.
Рис.8. «В окрестностях Чернобыля»
Рис.8. «В окрестностях Чернобыля»

Этот же художник изобразил на своём полотне (Рис.9) то, как происходила ликвидация последствий аварии. Всё, что сильно «фонило» ликвидаторы закапывали в землю. После эвакуации людей, летали самолёты и скидывали на территорию песок, чтобы хотя бы немного прикопать.

Рис.9 «Похороны в Чернобыльской зоне». Художник: Виктор Шматов.
Рис.9 «Похороны в Чернобыльской зоне». Художник: Виктор Шматов.

В работе «Прощание» (Рис.10) художник показывает переживания местного населения. Особенно хорошо проникнуться получается этой работой, зная, что на самом деле в эти дома уже больше никогда никто из этих людей не вернётся.

Рис. 10 «Прощание». Художник: Виктор Шматов.
Рис. 10 «Прощание». Художник: Виктор Шматов.

Когда эвакуировали население, забирать животных было под запретом. Поэтому после опустошения населённых пунктов осталось огромное количество брошенных животных. Этой проблеме посвящает картину Иван Дашко (Рис.11). На данной картине центром композиции является белая лошадь, которая осталась одна в тёмной, полной страха и ужаса деревне.

Рис.11. И. Дашко "Белая лошадь".
Рис.11. И. Дашко "Белая лошадь".

Отражение атмосферы того времени есть также в работе Кильпе Генриха Эдуардовича (Рис.12).

Рис. 12. "Чернобыль–Припять" – 1987 год
Рис. 12. "Чернобыль–Припять" – 1987 год

Существует достаточно много картин, которые отображают события, которые происходили во время взрыва ЧАЭС, ликвидацию аварии и её последствия. Все они несут в себе тот самый ужасающих страх, боль, отчаяние, непонимание, проблемы и смерть. Даже не зная о этой катастрофе человек сможет проникнуться в отражаемые события и понять, насколько она важна и тяжела была как для простого народа, так и для страны в целом.

Также может быть интересно:

Золотой век объединений. Часть 1. От Передвижников до Союза Русских художников

Сквозь объектив: первые дни Великой Отечественной войны

Николай II за кулисами власти 2: Предсказания мученической кончины

Почему иностранные принцессы имели такие длинные имена?

Присоединяйся к нашему ТГ каналу 🤗