Так как большинство взрослых не в курсе, кратко расскажу, что именно у нас только что забанили. Роблокс — это сверхпопулярная среди школьников компьютерная игра. Или, точнее, огромное пространство для тусовок, которое состоит из многих тысяч отдельных мини-игр, так называемых «опытов», где можно веселиться и зависать с друзьями.
Представьте себе огромный торговый центр, только вместо всех этих глупых магазинов для взрослых — одежда, косметика, инструменты, чемоданы — там куча помещений с нехитрыми развлечениями. В одной комнате — бассейн с пластиковыми шарами, в другой — стена для скалолазания, в третьей — зеркальный лабиринт, в четвёртой — небольшой аквапарк. Также можно прийти в администрацию ТЦ, получить у них пустую комнату и соорудить там свой собственный аттракцион.
Вот это — и есть Роблокс, только в виртуальном мире, а не в реальном. Кстати, русский школьник, который делал нехитрые игры, зарабатывая по 500 тысяч в месяц, работал именно в этом пространстве (ссылка).
Так вот, Роблокс в России забанили. Причина — внутри на школьников охотились целые стаи иностранцев, которые пропагандировали срамную азбуку и вербовали исполнителей для поджога трансформаторных будок. Модераторы Роблокса следить за порядком не считали нужным (ссылка). К сожалению, сейчас это норма. Организовать нормальную модерацию можно относительно дёшево, просто руководство площадок не заморачивается, если только государство не начинает выкручивать им руки.
С одной стороны, забанили и забанили, было за что. С другой стороны, как верно замечает Алексей Антонов, школьников это не обрадует. Цитирую (ссылка):
В России, судя по всему, заблокировали Roblox. Без VPN не зайти.
Мой маленький племянник как раз в него в основном и играет. Как и миллионы других детей.
Отлично! Пусть маленькие граждане начинают ненавидеть государство с самого детства.
Возможно «разговоры о важном» в школах спасут ситуацию. На них можно рассказать детям, что Roblox заблокировали правильно и для их же собственного блага, а играть им нужно в мессенджер MAX.
Что характерно, Свободная энциклопедия тысячи холмов с 2022 года даже стесняться перестала в живописании воображаемых преступлений русского народа, однако с неё пылинки сдувают: пытаются договориться с заведомо недоговороспособной структурой, которой поставлены вполне определённые задачи по «работе» в России. А Роблокс заблокировали по щелчку пальцев, потому что, как я подозреваю, политики просто не знают, что это такое.
У меня есть традиционное развлечение: я каждый год захожу на сайт Министерства культуры и смотрю, узнали ли там о существовании компьютерных игр. На декабрь 2025 года ещё не узнали (ссылка). Зато на сайте можно найти сомнительные затеи из цикла «по заветам Сороса», модные истории про искусственный интеллект (с привязкой к «культуре») и стандартную скучнотень типа «Фестиваль народных промыслов, приуроченный к 135-летнему юбилею вечера памяти евразийской капеллы».
Кстати, возвращаясь к госпоже Долиной. Её сейчас прокатили мимо очередного гранта на 77 млн рублей, за которые её родственники должны были развивать молодых звёзд эстрады (ссылка). Как выяснилось, её «музыкальной академии» чиновники каждый год выделяют несколько десятков миллионов рублей, но в этот раз по понятным причинам не срослось (ссылка).
Это я не в порядке травли Долиной, а для иллюстрации, как работает государственная мысль. Государство видит только своих. Заслуженная певица — своя. Заслуженные театралы, на спектакли к которым ходят три с половиной пенсионера, — свои. Фольклорный ансамбль «Луп-перелуп» из деревни «Малые лупари» — свои. А разработчики видеоигр — это какие-то молодые и непонятные ребята с улицы, их ни в Министерстве культуры, ни в других ведомствах никто не знает.
Вот в итоге мы и попадаем в ситуацию, когда ответственным надо поставить запятую в предложении «забанить нельзя разрешить». Правильного места для запятой нет. Банить Роблокс — плохо: получаем массовый всплеск популярности ВПН, удар по работе с молодёжью и прочие проблемы, о которые в своё время упрямо бился лбом Советский Союз. Разрешать Роблокс — тоже плохо, так как модерация там действительно очень слабая, при этом матерящийся школотрон — отнюдь не самый страшный представитель тамошней фауны.
Надо делать свой Роблокс, благо основная масса школьников всё равно предпочитает русский, а встроенные в Роблокс игры довольно просты… да вот только кто же его будет делать? У нас айтишники и раньше-то болели оппозиционностью, а в последние годы их пугают как будто специально, как страусов на бетонном полу.
Создателей Энджин-икса прокошмарили. Частичную мобилизацию осенью 2022 года провели. «Лесту» отобрали у новых владельцев. Льготы айтишникам начали отменять.
Да, я понимаю, все эти инциденты можно объяснить и обосновать. Вот только айтишники не особо настроены слушать объяснения, так как постоянно читают в новостях, что государство либо сотворило очередную расправу над какими-нибудь другими айтишниками, либо выделило жирный бюджет придворным, чтобы те запороли потенциально перспективный импортозамещающий проект.
Вообще, если хотите моё мнение, айти-отрасль у нас катается, как сыр в масле — неайтишному бизнесу гораздо тяжелее. Однако настроения в ней довольно мрачные, поэтому русская индустрия компьютерных игр в разы меньше, чем могла бы быть исходя из размеров России и уровня наших разработчиков. Сейчас вот в Госдуме призывают ввести обязательную отработку для айтишников…
Вообразите себе талантливого парня 30 лет, который собирается делать компьютерную игру. Деньги он где-то нашёл — хотя после придушивания малого бизнеса схема «зарабатываю на торговле стройматериалами, а с прибылей финансирую производство видеоигр» стала значительно менее актуальной. Однако допустим, что у нашего героя есть деньги на первый год разработки. И вот он думает: я мог бы сделать игру в России, но:
1. Мне не дадут грант, а если дадут, так потом придут с прокуратурой требовать отчёта за каждый потраченный рубль.
2. Мне не дадут кредит, а если дадут, то я буду дураком, если возьму его под 30%.
3. У меня будет маленький русский рынок, а выходить на глобальный рынок мне будет сложно, а если всё же я выйду, то меня прищучат и обдерут налогами при получении доходов из-за рубежа.
4. Пока я буду делать игру, меня мобилизуют на освобождение Одессы, как предлагают такие-то известные политики, и я с моим диабетом и моими 140 килограммами веса склею ласты, даже не доехав до линии фронта.
5. Я всё же сделаю игру и даже начну зарабатывать хорошие деньги, но ко мне придут, как пришли к такому-то, такому-то и такому-то айти-предпринимателю и под угрозой уголовного дела всё отберут.
И вот из тысячи игроделов, среди которых мог бы оказаться создатель русского Роблокса, значительная доля либо отказывается от идеи делать игру, либо перебирается на Кипр, где, как им представляется, опасностей меньше. Как итог, мы имеем не только меньше игр, но и жиже экосистему: разработчики не торопятся наполнять отечественные аналоги Стима и Гугл.Плей, например.
Решать эту проблему можно двумя способами. Первый пробовали в СССР. Забанить импортную культуру, сделать айтишников невыездными, выделять проверенным кадрам бюджетные деньги на создание игр (госпожа Долина наверняка сможет кого-нибудь порекомендовать).
Второй способ — не пугать айтишников и создавать им комфортные условия для работы, причём не заливать звёзд деньгами, как это делают в футболе, а обеспечивать комфорт и безопасность каждому маленькому безвестному разработчику из Заднеболоцка. Вот чтобы он был уверен, что государство не вломится завтра к нему в квартиру и не начнёт бить его палкой по голове.
Второй способ, конечно, сложнее: особенно если учесть, что средний айтишник — тоже отнюдь не ангел. С другой стороны, опыт стран, которые применяли первый способ, не очень воодушевляет. Напомню, что серьёзный вклад в разложение Советского Союза внесли западные фильмы и западная музыка. Наших творцов вроде бы и держали внутри страны, и заставляли работать, и снабжали усиленным пайком… но конкуренцию с загнивающим Западом они всё равно почему-то не вытягивали.