Найти в Дзене
Чёрные коты

Занятие № 4: Рабочая программа и УМК «Школа России»: анализируем, адаптируем, применяем

Рекомендуем к прочтению для контекста: Рабочая программа и УМК: Ваши главные инструменты 🎯 Целевая аудитория: Студенты бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). Введение На практике большинство учителей начальных классов в России работают по учебно-методическому комплексу (УМК) «Школа России». Но знать название — мало. Главный вопрос: как эффективно работать с этим конкретным комплектом, чтобы достичь всех требований ФГОС? Сегодня мы научимся не просто следовать учебнику, а профессионально анализировать и адаптировать его материалы под современные задачи. Это ключевой навык учителя в любой школе. Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Эксперты УМК “Школа России”» Задание для мини-групп (3-4 человека): Вы — школьное методическое объединение учителей начальных классов. Ваша задача — провести педагогический анализ конкретной темы из УМК «Школа России» и разработать практические рекомендации по её адаптации в рамках рабочей программы. Подго
Оглавление

Рекомендуем к прочтению для контекста: Рабочая программа и УМК: Ваши главные инструменты

🎯 Целевая аудитория: Студенты бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»).

Введение

На практике большинство учителей начальных классов в России работают по учебно-методическому комплексу (УМК) «Школа России».

Но знать название — мало.

Главный вопрос: как эффективно работать с этим конкретным комплектом, чтобы достичь всех требований ФГОС?

Сегодня мы научимся не просто следовать учебнику, а профессионально анализировать и адаптировать его материалы под современные задачи.

Это ключевой навык учителя в любой школе.

Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Эксперты УМК “Школа России”»

Задание для мини-групп (3-4 человека):

Вы — школьное методическое объединение учителей начальных классов.

Ваша задача — провести педагогический анализ конкретной темы из УМК «Школа России» и разработать практические рекомендации по её адаптации в рамках рабочей программы.

Подготовьте презентацию-отчет (5-7 минут).

План работы для группы:

1. Выберите тему для анализа. Каждая группа работает с УМК «Школа России», но на разных предметах и классах:

  • Предмет: Окружающий мир (Плешаков А.А.), Класс: 3. Тема: «Золотое кольцо России».
  • Предмет: Литературное чтение (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.), Класс: 2. Тема: Раздел «Рассказы о дружбе и справедливости» (например, произведения В. Осеевой).
  • Предмет: Математика (Моро М.И., Волкова С.И.), Класс: 4. Тема: «Скорость, время, расстояние».
  • Предмет: Русский язык (Канакина В.П., Горецкий В.Г.), Класс: 1-2. Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ».

2. Проведите анализ и предложите адаптацию по шаблону.
Используйте эту таблицу как план для слайдов вашей презентации.

Ваша цель — показать, как можно усилить потенциал учебника.

-2

3. Подготовьте презентацию-отчет (5-7 минут).

  • Слайд 1: Команда, УМК «Школа России», предмет, класс, тема.
  • Слайд 2: Ключевой планируемый результат (наш акцент на конкретике ФГОС).
  • Слайд 3-4: Звезда урока. Самый яркий пример адаптации: покажите одно разработанное вами задание на развитие функциональной грамотности или воспитание.
  • Слайд 5: Решение для разноуровневого подхода. Как обеспечим успех каждому?
  • Слайд 6: Главный вывод. Что самое важное мы поняли о работе с учебником как с инструментом, а не как с догмой?

Часть 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для тех, кто не присутствовал на занятии)

Задание: Выполните анализ и адаптацию индивидуально.

  1. Выберите одну тему из списка в Части 1 (например, «Золотое кольцо России» для 3 класса).
  2. Заполните столбцы 2 и 3 в таблице-шаблоне выше для трех критериев на ваш выбор (например, 1, 3 и 5).
  3. Ответьте на вопрос письменно (3-4 предложения):
    «УМК “Школа России” часто называют “традиционным”. Как, работая с ним, можно реализовать современные требования ФГОС-2021 к функциональной грамотности и воспитанию? В чём заключается задача учителя?»

Результат: Пришлите заполненную таблицу (по 3 критериям) и ответ на вопрос.

Заключение

Работа с УМК «Школа России» — это не следование строгому алгоритму, а профессиональное искусство адаптации.

Вы как учитель берете проверенную, качественную основу и наполняете её современным смыслом, жизненным контекстом и вниманием к каждому ребёнку.

Именно эта работа — анализ, дополнение, творческая переработка материала учебника в своей рабочей программе — и делает вас настоящим специалистом, способным давать качественное образование в рамках любой системы.

Вопросы для размышления и дискуссии 🤔

  1. Какие сильные стороны УМК «Школа России» вы увидели для реализации обновлённого ФГОС? А какие его элементы требуют от учителя наиболее активной адаптации и дополнения?
  2. Как бы вы ответили коллеге, которая говорит: «Зачем что-то менять и придумывать, если в учебнике “Школы России” уже всё есть и по нему десятилетиями успешно учили»?
  3. Представьте, что вы пришли работать в школу, где строго требуют следовать только учебнику без отклонений. Как вы сможете в этих рамках реализовать требования по функциональной грамотности и воспитанию? Где искать возможности?
  4. Как анализ и адаптация материалов УМК связаны с профессиональной свободой и ответственностью современного педагога?

Рекомендуемые ресурсы для углубленного изучения

  1. Официальный сайт УМК «Школа России» - издательство «Просвещение» (https://siteofficial.ru/school-russia/): Здесь можно скачать рабочие программы, календарно-тематическое планирование и методические рекомендации официально от авторов комплекса.
  2. Портал «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru): Сверяйте свои адаптированные темы с федеральными рабочими программами и ищите одобренные цифровые ресурсы для интеграции.
  3. Сообщество учителей, работающих по УМК «Школа России» (ВКонтакте - https://vk.com/public215869517): Например, «Учителя начальных классов | Школа России». Бесценный источник реальных наработок, идей по адаптации уроков и решения сложных моментов от коллег-практиков.