Рекомендуем к прочтению для контекста: Рабочая программа и УМК: Ваши главные инструменты
🎯 Целевая аудитория: Студенты бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»).
Введение
На практике большинство учителей начальных классов в России работают по учебно-методическому комплексу (УМК) «Школа России».
Но знать название — мало.
Главный вопрос: как эффективно работать с этим конкретным комплектом, чтобы достичь всех требований ФГОС?
Сегодня мы научимся не просто следовать учебнику, а профессионально анализировать и адаптировать его материалы под современные задачи.
Это ключевой навык учителя в любой школе.
Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Эксперты УМК “Школа России”»
Задание для мини-групп (3-4 человека):
Вы — школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Ваша задача — провести педагогический анализ конкретной темы из УМК «Школа России» и разработать практические рекомендации по её адаптации в рамках рабочей программы.
Подготовьте презентацию-отчет (5-7 минут).
План работы для группы:
1. Выберите тему для анализа. Каждая группа работает с УМК «Школа России», но на разных предметах и классах:
- Предмет: Окружающий мир (Плешаков А.А.), Класс: 3. Тема: «Золотое кольцо России».
- Предмет: Литературное чтение (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.), Класс: 2. Тема: Раздел «Рассказы о дружбе и справедливости» (например, произведения В. Осеевой).
- Предмет: Математика (Моро М.И., Волкова С.И.), Класс: 4. Тема: «Скорость, время, расстояние».
- Предмет: Русский язык (Канакина В.П., Горецкий В.Г.), Класс: 1-2. Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ».
2. Проведите анализ и предложите адаптацию по шаблону.
Используйте эту таблицу как план для слайдов вашей презентации.
Ваша цель — показать, как можно усилить потенциал учебника.
3. Подготовьте презентацию-отчет (5-7 минут).
- Слайд 1: Команда, УМК «Школа России», предмет, класс, тема.
- Слайд 2: Ключевой планируемый результат (наш акцент на конкретике ФГОС).
- Слайд 3-4: Звезда урока. Самый яркий пример адаптации: покажите одно разработанное вами задание на развитие функциональной грамотности или воспитание.
- Слайд 5: Решение для разноуровневого подхода. Как обеспечим успех каждому?
- Слайд 6: Главный вывод. Что самое важное мы поняли о работе с учебником как с инструментом, а не как с догмой?
Часть 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для тех, кто не присутствовал на занятии)
Задание: Выполните анализ и адаптацию индивидуально.
- Выберите одну тему из списка в Части 1 (например, «Золотое кольцо России» для 3 класса).
- Заполните столбцы 2 и 3 в таблице-шаблоне выше для трех критериев на ваш выбор (например, 1, 3 и 5).
- Ответьте на вопрос письменно (3-4 предложения):
«УМК “Школа России” часто называют “традиционным”. Как, работая с ним, можно реализовать современные требования ФГОС-2021 к функциональной грамотности и воспитанию? В чём заключается задача учителя?»
Результат: Пришлите заполненную таблицу (по 3 критериям) и ответ на вопрос.
Заключение
Работа с УМК «Школа России» — это не следование строгому алгоритму, а профессиональное искусство адаптации.
Вы как учитель берете проверенную, качественную основу и наполняете её современным смыслом, жизненным контекстом и вниманием к каждому ребёнку.
Именно эта работа — анализ, дополнение, творческая переработка материала учебника в своей рабочей программе — и делает вас настоящим специалистом, способным давать качественное образование в рамках любой системы.
Вопросы для размышления и дискуссии 🤔
- Какие сильные стороны УМК «Школа России» вы увидели для реализации обновлённого ФГОС? А какие его элементы требуют от учителя наиболее активной адаптации и дополнения?
- Как бы вы ответили коллеге, которая говорит: «Зачем что-то менять и придумывать, если в учебнике “Школы России” уже всё есть и по нему десятилетиями успешно учили»?
- Представьте, что вы пришли работать в школу, где строго требуют следовать только учебнику без отклонений. Как вы сможете в этих рамках реализовать требования по функциональной грамотности и воспитанию? Где искать возможности?
- Как анализ и адаптация материалов УМК связаны с профессиональной свободой и ответственностью современного педагога?
Рекомендуемые ресурсы для углубленного изучения
- Официальный сайт УМК «Школа России» - издательство «Просвещение» (https://siteofficial.ru/school-russia/): Здесь можно скачать рабочие программы, календарно-тематическое планирование и методические рекомендации официально от авторов комплекса.
- Портал «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru): Сверяйте свои адаптированные темы с федеральными рабочими программами и ищите одобренные цифровые ресурсы для интеграции.
- Сообщество учителей, работающих по УМК «Школа России» (ВКонтакте - https://vk.com/public215869517): Например, «Учителя начальных классов | Школа России». Бесценный источник реальных наработок, идей по адаптации уроков и решения сложных моментов от коллег-практиков.