Проповедь протоиерея Георгия Полякова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В Евангелии мы часто слышим слова :" Царствие Божие ,Царство Небесное ". Но что это такое ? Не всякий может понять...
Сегодня в Евангелии мы читали притчу, как один царь захотел считаться со своими рабами. А у одного раба очень много было долгов. Царь позвал его и спрашивает :" что будем делать ? Много у тебя долгов!". Тот упал к ногам его и стал просить помилования. Царь сжалился и отпустил его, простив весь долг .
А он пошел и встретил человека, который ему должен был намного меньше. Стал его душить , требуя отдать долг, не захотел простить. Тогда рабы рассказали царю обо всем. Царь призвал его и говорит :" жестокий ты человек ! Я тебе все простил, а ты? Намного меньшее не захотел простить ! За это жестокосердие, этот мрак, что в твоём сердце, брошу тебя в тьму кромешную
Эта мистическая притча даёт нам ключ в Царство Небесное . Мы читаем молитву "Отче наш", порой автоматически, но какие там глубокие слова! Мы просим: прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим". Это значит, что если мы не прощаем, Бог нам не простит. Если ты не милуешь - не жди помилования! В этом оказывается тайна спасения.
Помните в Евангелии написано : Царство Небесное - в нашем сердце. Начало- в нас самих, и дорога к Царствию Небесному лежит через покаяние, молитву, сострадание, жалость к падшему человеку.
Но как можно человеку этому простить ? Он тебя подставил, исковеркал твою жизнь, ты работы лишился из-за него , денег, семья голодает, день как ночь у тебя!.. Антоний Сурожский говорит:" надо посмотреть на человека глазами Божьими, Он взял человека как овечку и понес в Царствие Небесное ". Вот для того чтобы его простить, посмотри на него - ведь здоровый психически человек так не сделает, не скажет, еги диавол связал. Таких надо не наказывать, а жалеть. Скажи :" Господи, Ты за меня страдал на кресте, я тоже его прощаю, если Ты его простишь". Значит ты возьмешь свой крест и понесешь на Голгофу , это он тебя распял, и безумная толпа будет жаждать твоей крови , посмотри тогда - рядом с тобой Христос на кресте!
Эта безумная толпа жаждала смерти, устами диавола она кричала. А Он ответил : "Господи прости им!" Вот так надо и нам поступать.
Когда Христа спросили:" какая наибольшая заповедь?", Он ответил : любовь. Кто не познал любви, не познал Бога. Не тот разврат который 24 /7 показывается с экранов телевизоров , показывая чужие постели,а любовь жертвенная.
Как- то один монах пришел к старцу и спросил:" отче , вот человек сделал мне много горя, он в аду будет гореть." Старец сказал:" да , а теперь скажи мне, вот ты такой праведный будешь с Богом в раю и будешь смотреть как этот брат будет гореть в аду. Тебе будет спокойно, ты почувствуешь радость в полноте?!"
На кресте пробитый гвоздями Христос молился:" прости им, не знают, что творят". Архидиакон Стефан, побиваемый камнями, молился:" Господи, не вмени им греха сего". И почил. Здесь мы видим не только прощение, но любовь жертвенную к собственным убийцам. А ведь нас не побивают камнями, всего лишь поливают грязью, вредят, но при этом мы горим злобой даже на того, кто косо посмотрел на нас. Проблема в нас самих.
Апостол Павел писал :" вы ещё плотские, потому среди вас есть злоба, зависть, жестокосердие".
Николай Сербский говорил:" не спешите судить жестокосердных людей, ибо самый страшный судия- в нем самом, там ад внутри него".
Иоанн Лествичник пишет:" Жестокосердие рождается иногда от пресыщения, бесчувствия, пристрастия. Пристрастие - от блуда и сребролюбия ,объедения ,тщеславия, иногда от других причин."
Нил Синайский пишет :" не будь жесток, чтобы не испытать тебе Божия гнева, хоть кажется тебе, что ты пламенеешь ревностью к благочестию."
Вот что такое непрощение. Это когда внутри человека - ад. Бесы никогда никого не прощают.
В 1872 Иван Николаевич Крамской написал известное полотно " Христос в пустыне". Автор интересно пишет:" усталый, измученный, сидит Христос ,один среди камней , руки крепко сжаты, голова опущена, крепко задумался и давно молчит, губы запеклись, не чувствует холода, окаменел от долгого неподвижного сидения. А он все думает , думает"...
Картина очень глубокая , вокруг Христа - никого. Мертвая тишина .Главная мысль картины- руки Христа, сжатые в замок- это говорит о глубоком страдании. О чем он страдал ?! Ведь нигде никого нет, а весь ответ кроется в самой картине. Вокруг камни. Христос видит, что эти камни- сердца людей. Человек, когда в сердце нет Бога ,становится камнем ,подобием человека. Это уже не человек.
Николай Сербский говорил: " когда в жизни человека нет Бога, он становится бесноватым или зверем."
Такой вот зоопарк видел Христос. В этом мире - безумие, разврат, безбожие . Господи ,каково же Твое милосердие и долготерпение !
Один святой сказал :" да, надо признать, что милосердие, сострадание- редкие гости в наше время. Мир погружается в мрак."
Филарет Дроздов говорил :" надо признаться, что мы, Богом помилованные, собрата не милуем. Богом прощённые, собрата не прощаем ".
Можно совершать при этом длительные богослужения , носить украшенные кресты и омофоры, быть учеными богословами, важными духовниками, но если они не сострадали человеку, их сердце не знает Бога. Дай Бог ,чтобы давались нам духовные силы, чтобы мы не совершали такие поступки , будем просить милосердия: "дай мне силы быть таким, как Ты, и прощать ,чтобы и нам прощено было". Храни Господь. Все Бог управит.
На могиле иеродиакона Иоасафа в Лавре написаны такие слова : "нет греха выше милосердия Божия. Но милосердие Божие к нам будет ,если мы сами будем прощать ".Аминь.
Ещё интересная статья :