Найти в Дзене
Нефть и Капитал

Казахстан ищет обходные пути для экспорта нефти после атак на КТК

Казахстан наращивает экспорт нефти через Азербайджан и Грузию после удара дрона по терминалу в Новороссийске

   нефтепровод
нефтепровод

Казахстан вынужден экстренно менять маршруты экспорта нефти из-за повреждения выносного причала №2 на терминале КТК под Новороссийском в результате атаки украинского беспилотника. Этот терминал критически важен: через КТК проходит свыше 80% экспортной казахстанской нефти.

После аварии загрузка возобновилась, но в ограниченном режиме. В связи с ограничениями Казахстан уже в декабре нарастит поставки по альтернативному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), планируя отгрузить через порт Актау примерно 188 тыс. тонн (или 47 тыс. б/с). Это на 30% больше, чем в ноябре. Из этого объема 170 тыс. тонн поступит от компании «Тенгизшевройл», а 18 тыс. тонн — с месторождения Кашаган.

Но у этого пути есть «узкие места»: ограниченная мощность порта Актау и строгие требования к качеству нефти. Другие варианты — через российские порты Новороссийск (у «Транснефти» свой отгрузочный терминал, у КТК — свой) и Усть-Луга или по трубопроводу «Дружба» — сейчас менее выгодны. Российская система «Транснефть» перегружена после серии атак, и места для дополнительных казахстанских объемов почти нет. В этом месяце может быть добавлено лишь около 140 тыс. тонн российской нефти марки Urals к отправкам из Усть-Луги.

Глава «КазМунайГаза» ранее заявлял о переговорах по увеличению поставок через БТД до 2,2 миллиона тонн уже к 2026 г. (в этом году ожидается около 1,2 млн т). Схема доставки остается прежней: нефть танкерами через Каспий из Актау в Баку, а оттуда — по трубе БТД в турецкий Джейхан. Казахстан давно пытается развивать этот альтернативный российскому маршрут, но есть ряд сложностей.

Каспийский трубопроводный консорциум отгружает нефть с ВПУ-1