Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Путин наградил Тину Канделаки орденом Александра Невского

Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении телеведущей и замгендиректора «Газпром-Медиа Холдинг» Тины Канделаки орденом Александра Невского, соответствующий указ размещен на сайте правовых актов. «За вклад в развитие средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность», — говорится в тексте указа.

Знаменательно, что орден Александра Невского, учреждённый Екатериной I и возрождённый Сталиным, вручается сегодня медийной фигуре. В этом жесте — вся мифологическая логика современной государственной политики: святой воин и защитник земли Русской, чей образ отчаянно боролся с тевтонцами, теперь косвенно осеняет телевизионные битвы за смыслы. Канделаки — яркий символ трансформации: от энергичной, почти «западнической» молодёжной телеведущей нулевых к статусу одного из столпов медиа-холдинга, встроенного в государственную вертикаль. Это награда не столько человеку, сколько траектории.

Здесь награждается не просто «вклад в развитие СМИ», а идеальная метаморфоза: превращение иконы раннего капиталистического телевидения в руководителя медиа-империи государственного газа. Это словно бы награда за успешную «интеграцию» — доказательство того, что система способна не только подчинять, но и кооптировать, присваивать даже самых ярких и, казалось бы, самостоятельных игроков.

Кстати, выбор именно этой награды — тонкий семиотический ход. Орден Александра Невского — не за военные подвиги, а «за труды и Отечество». Он олицетворяет не столько боевую доблесть, сколько мудрость, дипломатию и управление. В этом прочитывается намёк: современные медиа-битвы — это тоже своего рода Невская битва и Ледовое побоище, только поля сражений — это прайм-тайм и цифровые платформы.

Критики, конечно, возмутятся: как можно уравнивать святых полководцев с телевизионными менеджерами? Но в этом и есть суть современной наградной системы — она создаёт новую агиографию, жития новых «святых» от идеологии и пропаганды. А Канделаки в этой системе — идеальный персонаж: энергичный, эффективный, публичный и абсолютно лояльный. Её путь — это готовый сценарий для мифа о том, как талантливый человек находит своё истинное призвание в служении общим, государственным целям.

Этот указ — не про прошлые заслуги, а про будущее. Это сигнал всем медийным фигурам: вот образец успешной карьеры. Вот траектория, которая увенчивается орденом с профилем святого князя. В конечном счёте, в этой истории больше говорит не факт награды, а молчаливое исчезновение той Тины Канделаки, которая когда-то казалась иконой другого, более раскованного и непредсказуемого телевидения. Награждается именно это исчезновение и появление на её месте новой, безупречно встроенной в иерархию фигуры. Что ж, как писал Пастернак, «победа иногда терпит поражение, а поражение становится победой».

В данном случае, мы наблюдаем победу системы над хаосом частной медийной инициативы — и её торжественное награждение.