Мясницкая улица известна еще с ХV века, это важнейший символ столицы. Первыми жителями здесь были новгородцы. В конце 16-го века в Москву приезжали купцы из Новгорода и улицу, на которой они селились назвали так же, как она называлась в Новгороде - Лубяница. Площадь так же называли Лубяница, но впоследствии москвичи стали называть ее Лубянкой, так название закрепилось, а название улицы не прижилось и она стала Мясницкой.
Почему же она так называлась? Потому что здесь была слобода мясников, где они держали скот, потом его забивали, продавали мясо, а все нечистоты сбрасывали в пруд, который издавна назывался Поганый.
По этой улице Петр I ездил в Лефортово в Немецкую слободу. А если уж по этой дороге проезжает император, то дорога становилась царской. Соответственно здесь первый поселяется Меншиков, ближайший друг-соратник Петра I. В его миссию вошло привести в порядок эту улицу, очистить Поганый пруд. С этой задачей он справился блестяще, по некоторым данным чуть не за ночь, пригнав солдат и очистив пруд , после чего он стал чистым. С этого времени это место стало очень привилегированное.
Надо сказать, что Мясницкая улица длинная, она идёт от Лубянской площади до Садового кольца, разделяясь Бульварным кольцом. Так вот та часть улицы, что находилась в Бульварном кольце в разное время называлась по разному. И Евпловка по церкви Святого Евпла, простоявшей здесь с XV века по 1926 год, некогда находившейся на пересечении с Милютинским переулком, и Фроловка, потому что здесь так же находилась церковь Флора (именно так) и Лавра, и Первомайская, и Кирова.
Можно сказать, что Мясницкая, - витрина различной архитектуры и пяти столетий нашей истории. Титулованное дворянство спешило приобрести здесь усадьбы, а Пушкин мечтал в дальних дорогах "по Мясницкой разъезжать". Улица одной из первых в Москве получила в 1870-х годах газовое, в 1890-х - электрическое освещение.
Одна из интересных историй связана с домом на Мясницкой улице, д. 6/3, построенным в 1898 году для купца 1-й гильдии, золотопромышленника, мецената Стахеева Николая Дмитриевича. Кстати, он был племянником художника Ивана Шишкина.
Переехав из Елабуги в Москву, не терял связи со своим дядей, оказывал ему поддержку и приобретал у него картины. Очень большой вклад внес в развитие Алушты. Можно сказать его стараниями захолустное селение превратилось в красивый курортный городок. Владелец заводов - фабрик - пароходов входил в тридцатку богатейших предпринимателей России. Даже у Николая II были акции торгового дома Стахеевых.
В Москве же он начал скупать старые особняки в дорогих районах и строить доходные дома. Один из таких домов находится на Мясницкой улице, дом №6. Сейчас от этого дома остался только фасад, остальное все перестроено, но до 1974 года дом оставался жилым.
Маяковский же писал в 1921 году стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе. В нём поэт описывает свою прогулку по разбитой грязной улице:
Иду.
Мясницкая.
Ночь глуха.
Скачу трясогузкой с ухаба на ухаб.
Сзади с тележкой баба.
С вещами
на Ярославский
хлюпает по ухабам.
В результате герои стихотворения падают в яму у Главпочтамта
И то
- на лету вспоминая маму -
с размаху
у почтамта
плюхаюсь в яму.
Получается совсем запущенная стала улица в начале ХХ века, ямы да канавы.
Надо сказать, что владения Стахеева располагались и по Мясницкой улице, и по Лубянскому проезду, но по самой улице располагались магазины, а вход в главный дом и другие жилые корпуса находился уже на Лубянском проезде. Здесь же была крохотная одиннадцатиметровая угловая комната у лестничной клетки в коммунальной квартире где в последние годы работал Владимир Маяковский.
Интересная история связана с соседями Маяковского семьёй Гурьяновых. Двое молодых людей очень его уважали и иногда поэт брал у них бритву. Мать же братьев почему-то его невзлюбила. Однажды в очередной раз Маяковский пришёл к ним за бритвой, а она отвечает: "Занята бритва и очень, очень долго ещё будет занята" "Понимаю, - ответил поэт, - слона бреете".
В этой комнате после разговора с возлюбленной Вероникой Полонской 14 апреля 1930 года и прозвучал роковой выстрел, оборвавший жизнь поэта. Здесь располагается музей Маяковского, который с 2013 года закрыт на капитальный ремонт.
Но вернёмся к главному дому Стахеева. С интересом узнала, что до середины 1950-х годов, два этажа занимал магазин "Детский мир", который впоследствии переехал в новое здание, позже здесь был магазин "Книжный мир", который сейчас называется "Библио-Глобус" и занимает первый этаж дома. Три верхних этажа были надстроены в 1986 году. Надо же, я ходила столько раз мимо этого дома и не помню его без надстроенных этажей. На остальных этажах располагается вычислительный центр ФСБ.
Отвлечемся от экскурсии по Мясницкой, хотя что уж говорить, история интересная. Хочу еще немного вам рассказать про Стахеева. Он был завсегдатаем казино в Монте-Карло и почти всегда проигрывал. В 1908 году он проиграл особенно крупную сумму денег - 15 миллионов рублей. Если сравнивать сколько это, то строительство Ливадийского дворца в Крыму обошлось казне в 4 миллиона рублей.
Так же много денег он тратил и на благотворительность. В общем неплохой мужик был: дядю с братом поддерживал, отстроил Алушту, на благотворительность немало денег отдавал.
Перед первой мировой все же уезжает за границу, там играть можно, там Монте-Карло рядом. В своем доме, не в доходном на Мясницкой, а на Новой Басманной, устраивает несколько тайников, где прячет золото и бриллианты. Но в 1918 году, поиздержавшись за границей, приезжает в Москву, проникает в свой особняк, вскрывает несколько тайников, забирает ценности , выходит на улицу и вдруг навстречу идет патруль...
Допрашивал его лично Дзержинский и, по преданию, Стахеев предлагает Дзержинскому сделку (вот смельчак какой, конечно здесь или пан или пропал). Он раскрывает все свои тайники, а его беспрепятственно выпускают за границу или не репрессируют и выплачивают ему пенсию если он будет жить в Москве. Дальше еще интереснее. Один из тайников был устроен в кресле и как раз на эти деньги был и построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади.
Об этом стало известно писателю Катаеву, он рассказал об этом случае своему брату Петрову. Вот тогда-то и был написан роман Ильфа и Петрова "12 стульев", а Николай Дмитриевич Стахеев стал прототипом Кисы Воробьянинова. Конечно доподлинно не известно, насколько это правда, но мне эта история очень понравилась, поэтому я с удовольствием поделилась ею с вами.
Тайны Мясницкой улицы. Фарфоровые короли, дом со львом. Часть II. читайте здесь: https://dzen.ru/a/aTHAktgBbhxRrcgo?share_to=link
Тайны Мясницкой улицы. "Евгений Онегин", "Война и мир", сайки с изюмом. Часть III. Читайте здесь: https://dzen.ru/a/aTQX_19xjgK-Y2ce?share_to=link
Тайны Мясницкой улицы. Карточный шулер, почему ночному клубу дали прозвище "У Бороды" и кто здесь выступал. Часть IV. Читайте здесь: https://dzen.ru/a/aTV3vUZM0A8D7Gez?share_to=link
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить всё самое интересное, в частности продолжение повествования про Мясницкую улицу и судьбы людей, живших в незапамятные времена.
#мясницкая #пешкомпомоскве #стахеев #маяковский #москва #путешесвиепороссии #москвапешая #улицымосквы