На днях глава банка ВТБ Андрей Костин сообщил о планах банка создать собственный агрохолдинг. Новый холдинг по словам руководителя банка будет заниматься переработкой зерна и другой сельскохозяйственной продукции.
Немного предыстории. В конце 2024 года ВТБ приобрел у Росимущества национализированную компанию ООО «Агрокомплекс» Лабинский», Управляющую компанию «Покровское». ВТБ купил 100% акций компании «Агрокомплекс “Лабинский”», которая управляет активами «Покровского». Ценные бумаги перешли от Росимущества московскому ООО «Мегатэк». Основной вид деятельности этой организации — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Ее основной учредитель (99%) — ООО «БФ Прямые инвестиции». Это единственный владелец специализированного финансового общества «ВТБ инвестиционные продукты». «Рассматриваем сделку как инвестиционную, — комментировала ситуацию пресс-служба ВТБ. — Ее основная цель — повысить привлекательность актива за счет роста эффективности и оптимизации непрофильной деятельности, сохранить и приумножить наработанные компетенции в аграрном секторе. Рассчитываем в обозримый срок продать актив с прибылью». Ну а потом.
Летом 2025 года тот же банк инициировал передачу в управление ВТБ 13 национализированных сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края общей стоимостью около 5,5 миллиардов рублей. Все эти активы ранее были национализированы у проворовавшихся чиновников Краснодарского края. Но еще весной этого года глава ВТБ заявлял, что банк планирует выйти из всех непрофильных активов и сосредоточится на банковской сфере. Причем это были не просто слова. ВТБ продал отель в Москве и гостиницу в Сочи. Казалось бы, зачем было выкупать у Росимущества сельхоз актив на Кубани. Скорее всего это была чистая нацеленность на перепродажу. В бюджет деньги отдал, так как очень были нужны, а потом банк хотел заработать. На эти активы желающие бы нашлись. Но вот незадача, что-то пошло не так, как хотели в ВТБ. В декабре 2025 уже тренд другой. У нас образовался большой банк земли и собственное производство разной сельхозпродукции. Несколько активов мы приобрели напрямую на ВТБ, сейчас их консолидируем, и я думаю, что можно в ближайшие три-пять лет создать такой холдинг», - сказал Костин в интервью Reuters. 15 октября «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что ВТБ хочет получить контроль над сельскохозяйственными активами в Краснодарском крае, которые ранее принадлежали семье экс-главы Кавказского района Виталия Очкаласова. Речь идет как раз о 13 юридических лицах стоимостью 5,5 миллиарда. По решению Кропоткинского городского суда активы переданы в федеральную собственность по заявлению Генпрокуратуры. В их составе – 12 200 га сельхозземель, около 200 единиц техники и объекты недвижимости, чья совокупная стоимость оценивается в 5,5 млрд руб. Костин попросил президента РФ Владимира Путина поручить правительству, Минфину и Генпрокуратуре рассмотреть возможность передачи этих активов в управление группы с последующей продажей. По словам источников, инициативу переадресовали вице-премьеру Дмитрию Патрушеву, который курирует аграрный блок. Просьбу Костина удовлетворили. Таким образом ВТБ становится крупным игроком на рынке производства сельскохозяйственной продукции. Общая площадь земельного банка ВТБ на сегодня составила около 253 тысяч гектар земли. Причем все эти земли находятся в Краснодарском крае, что не маловажно.
Если посмотреть на ситуацию среди компаний крупных землевладельцев России, то ситуация складывается таким образом. По версии агентства BEFL на апрель 2025 года 10 крупнейших землевладельцев выглядит так: ( в тыс. га)
Мираторг – 1 380
Агрокомплекс им. Ткачева – 1230
Продимекс – 900
Русагро – 815
ГАП Ресурс – 680
ГК Эко- Нива -632
БИО-ТОН -600
Агрокомплекс Степь -578
Группа Агроинвест – 444
Авангард- Агро – 443
Как видим, что ВТБ не очень близко по земельному банку к первой десятке. Но здесь важно другое. Все эти компании, из десятки, совершенно спокойно могли выйти на сделку по покупке сельхоз. активов, которые приобрел ВТБ. Уже в конце 2024 года, скорее всего, было принято решение, на уровне руководства страны, не отдавать 240 га плодородных кубанских земель в руки существующих агрохолдингов. Покупать за реальную цену они не хотели, а за дешево государство решило не продавать. Именно поэтому появился ВТБ, который купил свой первый актив, действующие сельхозпредприятия со своей управляющей компанией. В бюджет нужны были реальные деньги. Дальше, скорее всего, Костина очень попросили попросить Путина о возможности передачи других земель из Росимущества на ВТБ для управления. Вот так и появилась идея «убить двух зайцев» сразу - получить реальные деньги в бюджет и создать агрохолдинг, который будет развиваться на деньги финансовой структуры. Все это не просто так. Костин, говоря об создании агрохолдинга уточнил, что агрохолдинг сосредоточится на переработке зерна и другой продукции.
Сегодня на зерновом рынке России, особенно юга, очень много различных проблем. Это и засилье трейдеров по скупке зерна и его отправке на экспорт. Пошлины, которые ввели на продажу зерна за рубеж, сегодня, так и не дали толчка для переработки зерна внутри страны. А сегодня, в условиях санкций это важно. Думаю, что именно такая роль отведена ВТБ. Банк должен развить такую структуру, которая сможет выйти на новый уровень переработки, хранению всей линейки сельхозпродукции. Это должно дать толчок и другим игрокам рынка для интенсивного роста, особенно в южных регионах. Именно юг сегодня важен для развития, именно там самые большие урожаи зерновых. В подтверждение моих слов приведу высказывания Костина. «Все-таки мы должны развивать высокодобавленную продукцию, не только нефть перерабатывать, но, возможно, зерно», — передает его слова издание Reuters.
Таким образом руководство страны начинает работу над систематизацией и управлению в сельскохозяйственной отрасли. Надеюсь, что это только начало. Обороноспособность страны – продовольственная безопасность в том числе. Ресурсы государства сегодня ограничены, банки работают с достаточно большой маржинальностью, а время сейчас сложное, бюджета на всех не хватит.
ВТБ взял на себя функции временного управляющего, выстраивает структуру, формирует бизнес-модель, выводит предприятие на устойчивую прибыль. Это не профильный бизнес для банка, но его участие позволяет государству получить максимальную выгоду, превратить неэффективные активы в работающие и прибыльные предприятия. Банк в данном контексте действует как оператор и администратор инвестиционного проекта, способный обеспечить государству и обществу эффективное использование ресурсов.Финансовый институт становится инструментом рационализации — не просто сохранения активов, а их включения в полноценный хозяйственный оборот.
Если интересны рассказы о путешествиях, рассуждения и анализ развития сельского хозяйства, политики, общества, истории, подписывайтесь на мой канал «Впечатления путешественника».
Не забываем ставить лайки.