История изготовления сварочных вариантов дамасской стали насчитывает пару тысяч лет. И за это время в разных странах мастера разработали несколько основных ее типов. Научились получать малослойный (5-9 слоев) слоистый дамаск, из которого стали ковать оружие по схеме римского\турецкого дамаска, несколько позднее простейшую слоёнку (уже с десятками и сотнями слоев) доработали до «штемпельного» дамаска, а пару-тройку сотен лет назад научились изготавливать и различные варианты дамаска «мозаичного».
Одним из интересных узоров т.н. крученой мозаики является «взрыв». Насколько я знаю, такой узор разработал и первым применил на лезвии ножей швед Кай Эмбертсен. Несколько лет этот узор был его отличительной особенностью, но однажды на выставке он «по секрету» поделился технологией с коллегой, и теперь его применяют множество мастеров по всему миру. В русском варианте прием выполняется в такой последовательности:
1. Сначала сваривается слоистый пакет с произвольным количеством слоев. Как правило, количество слоев порядка 20.
2. Сваренный пакет ставится на ребро и так, в торец, расковывается на пластину. В соответствии с законами деформации слои внутри пластины сминаются гармошкой, а наружные пластины пакета выгибаются дугой.
3. Эти пластины (обычно 6-8) складываются стопкой и свариваются, «гармошки» слоев накладываются друг на друга, приобретая резкий зубчатый вид.
4. Этот пакет расковывают в прут, который туго закручивают и приваривают в качестве лезвия клинка.
5. Для формирования характерного узора в виде взрыва на плоскости ровно половину ширины этого прутка стачивают. Сточить половину закрученного прута можно еще до его приварки к телу клинка - или, в целях экономии металла, заранее распилить надвое-вдоль прут прямоугольного вида, получив две заготовки.
6. Если закрутить и сварить прутки без распиливания-срезания, то получаемый узор будет похож на морозный иней. Давным-давно в одном из журналов я обратил внимание на фото узора клинка Дона Фогга с названием «Иней». Фото было размером со спичечный коробок, но суть я уловил. Подумал, и создал свой морозный узор. Собственно, я его так и назвал - «Морозко».
Разновидностей узоров в стиле «взрыв» можно придумать великое множество, но следует понять сам принцип формирования того или иного элемента в этом узоре. Так, количество слоев в первоначальном слоистом пакете определяет то, сколько изогнутых уровней будет в волнах взрыва, а количество сложенных в пакет «гармошек» определит количество больших острых лучей звездообразного взрыва. Сложновато? Порисуйте, и станет ясно. В общем, этот «взрывной» метод служит базовым для целого направления получения узоров в технике «крученной» мозаики.
Еще одну оригинальную технику узора, которую сейчас называют «перо», разработали, вероятно, кузнецы-эмпу Индонезии и Малайзии, которые применяли этот прием при ковке традиционных кинжалов-крисов. Впрочем, там при получении узоров такого типа подразумевали имитацию не перьев птиц, а узорчатой спины змеи. Ведь и сами клинки крисов были имитацией змея-нага.
Фрагмент манускрипта с описанием технологии получения узора разрубанием сваренной стопки многослойных рулетов.
Относительно недавно современные кузнецы-оружейники обратили на него внимание и переняли его основной принцип. Этот принцип формирования узора заключается в разрубании вертикально поставленного высокого пакета вдоль его длины, со слоистой или, зачастую, со «взрывной» структурой. Затем эти разрубленные половинки пакета вновь сваривают по месту разруба. С торца пакета срезают пластины, которые и используются при изготовлении клинков в технике торцовой мозаики.
Важным нюансом является то, что разруб пакета надо производить зубилом с закругленным, своего рода тупым острием, потому что именно тогда происходит заметное смятие-сдвиг-смещение слоев вдоль линии разруба. Впрочем, для реализации иных художественных замыслов можно использовать и острое тонкое зубило. Перья ведь бывают разные…
Перо классического, динамичного вида
Тоже перо, но другое
Кроме техник «перо» и «взрыв» сегодня крайне широко применяют технику «угол». С ее применением можно получать великое множество замысловатых узоров. Суть метода в следующем: исходный пакет составляется таким образом, что он состоит из двух частей, каждая из которых имеет свою структуру-узор и цвет. Затем этот квадратный в сечении пакет ставят на ребро и аккуратно перековывают снова на квадрат таким образом, что граница между узорами располагается строго по диагонали квадрата, а сами составляющие пакет узоры располагаются в двух его противоположных углах. Собственно, от этого перемещения половины узоров пакета в его разные углы метод и получил такое название – «угол». Для формирования итогового узора брус разделяют на 4 части (иногда на 6-8, в зависимости от авторской задумки) и складывают в пакет одинаковыми сторонами друг к другу, после чего сваривают в монолит.
Надо особо отметить, что для изготовления мозаичного дамаска требуется особый подход к аккуратности и тщательности проковки, потому что небрежность приводит к искажению задуманного изначально правильного, сложного узора. Один мой знакомый в порыве вдохновения назвал этот подход «технология каменная задница». Да, собирать пакеты и их ковать надо действительно как бы усидчиво, не спеша и аккуратно.
А вот эти узоры как получены, по какой схеме? Что ж, подумайте…
Впрочем, не всем это и надо, думать. Использование современных высокотехнологичных методов при изготовлении мозаичного дамаска (типа электроэррозионной резки, применения стальных порошков и даже 3D печати) делает эту работу для более-менее опытного кузнеца несколько похожей на детскую забаву. Можно лишь состязаться в вычурности задуманного узора и степени приближения старательности и трудоемкости к вершинам технологии в стиле «каменная задница». Исключение – редкие, немногие мастера, которые применяют оригинальные методы, для разработки и использования которых требуется не только старательность ремесленника, но и изрядное напряжение ума мастера, без которого создание клинка с гармоничным узором затруднительно и даже маловероятно.
В завершение скажу, что во всех сугробах Земли исследователи так и не встретили двух полностью одинаковых снежинок, хотя сфотографировали миллионы этих узорчатых льдинок и составили довольно четкую их классификацию. Несмотря на существование столь же четкой классификации дамаска (отчасти приведенной и в моих статьях), можно придумать сколько угодно оригинальных вроде бы узоров дамаска. И каждый сам отвечает на вопрос – сколько придумать узоров, и сам решает, зачем это ему нужно.
И нужно ли вообще.