Летом этого года вышел роман главного редактора телеканала Russia Today (RT) Маргариты Симоньян «В начале было Слово — в конце будет Цифра». Книга написана ярко, но впечатления у меня – смутные. Попытаюсь разобраться, в чем дело.
Забавно, что сам автор признается: «Жанр мне сложно определить. Это и утопия, и антиутопия, и приключения, и фантастика, и немного мелодрамы, куда без нее. Вот вы прочитайте — и определите». Сейчас перечитываю эти слова и поймала себя на мысли: примерно так же можно сказать и о булгаковском «Мастере и Маргарите». Вот только роман Симоньян – не «Мастер…»
Первое жанровое определение, которое приходит на ум, когда начинаешь читать, – антиутопия. И это, похоже, входит в замысел автора, ведь вместо привычной аннотации – вот эти строки:
Необходимость написания этой книги продиктована Откровением Иоанна, также известным как Апокалипсис. Потому что он уже близко.
Структура романа довольно прихотлива. Сначала идет первая, совсем маленькая часть книги, «Слово» – что-то вроде пролога. В ней описан конец земной жизни Иоанна Богослова, автора Апокалипсиса и одного из канонических Евангелий. Описан, на мой взгляд, замечательно.
Основная часть текста озаглавлена «Цифра». Она делится на 40 пронумерованных глав, составивших две примерно равные части, «Район» и «Автономия демократии». Завершает всё это небольшое – чуть больше «Слова» – «Послесловие».
Действие основной части романа происходит в конце нашего, XXI века. Видимо, из-за этого всё повествование ведется в будущем времени. Каждой главе предшествует эпиграф. Они взяты из самых разных источников (от того же Апокалипсиса до Википедии) и предсказывают содержание главы. Угадывать его – отдельное развлечение для продвинутого читателя.
Первый абзац первой главы выглядит так:
В один из последних дней последнего года последних времен, в Запретном Районе, у кипенно-белой реки, под сенью двустволой смоковницы, Альфа Омега вымесит из наношпатлевки хвост для святой свиньи, установленной в парке культуры и отдыха «Мифы народов мира», где, согласно генплану, человекоподобные должны будут проводить досуг после ожидаемого со дня на день конца света (в прямом, электротоковом, смысле слова).
Что ни слово – то загадка: что за Район, кто такие Альфа Омега и человекоподобные, что еще написано в генплане? Большинство разгадок (хотя и не все) найдутся в дальнейшем тексте. Постепенно, словно из паззлов, читатель должен собрать единую картину незнакомого ему мира, и это, пожалуй, – самая увлекательная часть чтения. (По крайней мере, так было для меня.) Деталей раскрывать, понятное дело, не буду, но кое-что расскажу.
После ядерной войны, которая разразилась в середине века и не только разрушила человеческую цивилизацию, но и сильно изменила биосферу Земли, власть захватило невидимое Искусственное Я, или просто ИЯ. По своему поведению оно напоминает наш искусственный интеллект – отсюда, видимо, и название «Цифра». Оно почти вездесуще и всезнающе. Единственное, чего ИЯ никак не может постичь – русские пословицы и поговорки. Их оно постоянно коверкает, давая возможность автору поюморить.
ИЯ создало некий Запретный Район, место обитания элиты нового мира – человекообразных, лишенных пола и страстей, в ладони которых вживлены чипы прямой связи с ИЯ. Юморной симпатичный парень Альфа Омега – главный ученый Района и основной реализатор замысла ИЯ. И тут, буквально на первых десятках страниц, появляются первые неувязки, которых дальше будет всё больше. Дело в том, что на всей Земле ИЯ уничтожило письменность, так что Альфа Омега не умеет ни читать, ни писать. Но при этом он как-то научился … программировать на «допотопном ноутбуке». Не иначе, чудом…
Жизнь «на районе» считается «шикардосной», и проникнуть туда безуспешно пытаются наиболее активные обитатели остальной части суши, которая названа Автономией демократии, хотя ни того, ни другого там нет и в помине. А живет там в жутких условиях практически всё человечество, которое ИЯ зачем-то активно воскрешает и делает бессмертным. (Зачем – выяснится в самом конце.)
Такова завязка романа. Дальнейший сюжет, по сути, является ремейком Евангельских событий, включая Апокалипсис. Для пущей убедительности Симоньян в нескольких местах заставляет персонажей вспоминать то, что было две с лишним тысячи лет назад. Альфа Омега постепенно осознает, что он – Христос, и вновь спасает человечество от дьявола. Такое развитие событий явно выходит за рамки антиутопии, а текст местами смахивает на политический памфлет. Тут я слегка заскучала…
Разочаровало меня в романе не только это, но и то, что, по мнению автора, ни после смерти, ни после конца света люди не постигнут сути добра и зла. Даже воскресают они точно такими, какими были в момент смерти, даже не пытаясь как-то осмыслить новый опыт. Такое ощущение, что о существовании души и ее связи с высшими силами автор как-то подзабыл. Просто рассадил праведных и грешных по разным углам, ничего в принципе не меняя.
Но самая спорная часть романа, на мой взгляд, – «Послесловие». Там показано, если говорить попросту, как заживут праведники в раю. Туда, по версии автора, попадет ничтожная часть тех, кто когда-либо жил на Земле. Сам рай больше всего похож на … потемкинскую деревню или чистеньких крестьян с полотен Венецианова. Я тут же вспомнила, что именно такой благостной картинкой семейного счастья дьявол искушал Иисуса в известном романе Никоса Казандзакиса «Последнее искушение», написанном в 1955 году! Уж не соблазняет ли нас автор? (Шутка.)
Стоит ли читать роман? А почему бы нет? Книга любопытная, заставляет думать. Только не нужно воспринимать ее как откровение…