Найти в Дзене

Составить родословные и разобраться с пенсией: в Госархиве РТ рассказали о самых популярных услугах среди населения

Во сколько обойдется составление семейной родословной и можно ли подтвердить право на страховую пенсию, если предприятие, на котором вы трудились, давно ликвидировано, рассказали журналистам во время вчерашнего пресс-тура в Госархив РТ. Ежегодно сюда поступает до 500 разнообразных запросов от граждан и организаций. Фото: Юлия Бидун, «РТ» МЕСТА ХВАТИТ ЕЩЕ НА 42 ГОДА Госархив РТ не так давно получил новое здание. Его стоимость — более 1 млрд рублей, а площадь — 23,7 тыс. квадратных метров. Гульнара Габдрахманова, председатель Госкомитета РТ по архивному делу, поделилась своими эмоциями: «Я была счастлива. Наши архивы тогда занимали пять зданий в Казани, и все они были переполнены. Документы некуда было принимать. Небольшое здание, построенное на Декабристов, проблемы тоже не решало. Нам нужно было огромное хранилище, и вот оно у нас есть – мечты сбываются. Теперь наш архив сможет принимать документы еще 42 года». Стоит отметить, что переезд Госархива РТ из Казани в Столбище поначалу вызв
Оглавление

Во сколько обойдется составление семейной родословной и можно ли подтвердить право на страховую пенсию, если предприятие, на котором вы трудились, давно ликвидировано, рассказали журналистам во время вчерашнего пресс-тура в Госархив РТ. Ежегодно сюда поступает до 500 разнообразных запросов от граждан и организаций.

Фото: Юлия Бидун, «РТ»
Фото: Юлия Бидун, «РТ»

МЕСТА ХВАТИТ ЕЩЕ НА 42 ГОДА

Госархив РТ не так давно получил новое здание. Его стоимость — более 1 млрд рублей, а площадь — 23,7 тыс. квадратных метров.

Гульнара Габдрахманова, председатель Госкомитета РТ по архивному делу, поделилась своими эмоциями: «Я была счастлива. Наши архивы тогда занимали пять зданий в Казани, и все они были переполнены. Документы некуда было принимать. Небольшое здание, построенное на Декабристов, проблемы тоже не решало. Нам нужно было огромное хранилище, и вот оно у нас есть – мечты сбываются. Теперь наш архив сможет принимать документы еще 42 года».

Стоит отметить, что переезд Госархива РТ из Казани в Столбище поначалу вызвал противоречивую реакцию. Ученые-историки, краеведы и экскурсоводы были против переноса важного учреждения из города в отдаленное место, куда сложно добраться на общественном транспорте. Однако, несмотря на возражения, новоселье все же состоялось.

Председатель Госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова. Фото: Юлия Бидун, «РТ»
Председатель Госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова. Фото: Юлия Бидун, «РТ»

– Здание на улице 8 Марта изначально планировали передать муниципальному архиву Казани. Однако наш читальный зал остался там, и сотрудники продолжают принимать запросы. Мы не меняли график работы, всё так, как привыкли наши посетители. Кроме того, у нас есть Единая архивная информационная система (ЕАИС РТ, созданная в 2018 году), которая позволяет знакомиться с документами в электронном виде. В Столбищах тоже есть читальный зал, где работают с периодикой. Мы получаем много газет и не выбрасываем их. Также там занимаются фильтрационными делами (о военнослужащих, побывавших в плену во время Великой Отечественной войны, и мирных жителях, угнанных на принудительные работы в Германию), которые нельзя вывозить. – рассказала председатель Госкомитета по архивному делу.

Постоянные посетители архива говорят, что сейчас проблем с доступом к документам нет.

– Я прихожу в архив на улице 8 марта с паспортом, запрашиваю нужный документ, и мне сообщают, когда его доставят. Я приезжаю в читальный зал и работаю с ним бесплатно.

Многие документы оцифрованы. Например, все приходские книги доступны для просмотра на компьютере.

– Мне отказали в предоставлении только одного документа – номера газеты «Красная Татария» за 1937 год, потому что она слишком ветхая. Но я нашла ее в научной библиотеке КФУ имени Н.И. Лобачевского, – поделилась с «РТ» казанский краевед и экскурсовод Марина Сёмкина.

Фото: Юлия Бидун / «РТ»
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Сразу после переезда возникали проблемы: заказы стали выполняться дольше, документы приходилось ждать по 5-10 дней, а система ЕАИС работала плохо. Были дни, когда программа не функционировала по несколько часов, и мы уходили ни с чем. Сейчас ситуация улучшилась. Единственная сложность — доступ к ветхим документам, которые не выдают из-за их состояния, — поделился казанский краевед Артур Тумаков.

Нет претензий к работе архива и у елабужского исследователя истории родного края Ленара Мифтахова, однако он переживает за сохранность архивных документов.

– Их ведь постоянно перемещают туда-сюда, – пояснил краевед.

17 ТЫСЯЧ ЗА РОДОСЛОВНУЮ

Директор Госархива РТ Сергей Горохов сообщил, что теперь можно получить доступ к архивным документам из дома. Для этого нужно зарегистрироваться в электронном читальном зале ЕАИС. Сегодня там уже 9 800 пользователей.

– Заполните анкету, а затем, за чашкой чая, изучайте дела. В поисковой строке введите ключевое слово. Найдите нужный документ из списка на экране и закажите его. Если вы в читальном зале архива, услуга бесплатна. Дома за доступ к документу придется заплатить – около 60 рублей за страницу. Также за дополнительную плату можно отсканировать нужные страницы. Документ будет доступен для изучения в течение определенного времени, – объяснил Горохов принцип работы электронного читального зала.

Фото: Юлия Бидун / «РТ»
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

В Госархиве хранится семь миллионов документов. Среди них — грамоты Ивана Грозного, бумаги эпохи Екатерины II и множество метрических книг, которые помогают создавать родословные.

Составление одной родословной по одной линии стоит 17 тысяч рублей, независимо от того, сколько поколений удастся проследить по документам. Работа может занять от трех недель до полугода. Главное — знать, где родился человек и хотя бы год его рождения. Однако нужно помнить, что мы не можем разглашать информацию, если со дня смерти человека прошло менее 75 лет.

Для сохранения документов в каждом хранилище поддерживают особый микроклимат. Старым экземплярам нужны более высокая температура и влажность, а новым — пониженные. Перед отправкой новых документов в хранилище их очищают от пыли специальным оборудованием. Затем проверяют на наличие микроорганизмов и, если нужно, обрабатывают бумагу раствором против грибка.

Госархив РТ, как и другие архивы, имеет страховой фонд документов.

– У нас есть СОМ-система для оцифровки документов и перевода их на пленку. Страховой фонд, по правилам, должен храниться именно на пленке. Мы ведем переговоры с компанией «Тасма» о производстве такой пленки. На одной 30-метровой ленте помещается около 600 кадров. Пленку нужно хранить отдельно от основного фонда и при очень низких температурах. У нас есть большой не до конца отремонтированный подвал, где мы планируем разместить страховой фонд. Обычно все архивы РФ отправляют свои страховые фонды в специализированное хранилище в Москве, – поделилась Габдрахманова.

НИКТО НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО «СПАРТАК» ЛИКВИДИРУЮТ

Во время экскурсии председатель Госкомитета РТ по архивному делу отдельно остановилась на вопросе получения справок для назначения пенсий. Многие обращаются для этого в архив, однако необходимых документов там может и не быть.

Фото: Юлия Бидун / «РТ»
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Многие люди стремятся к достойной пенсии, потому что они усердно работали и хорошо зарабатывали. Однако без подтверждающих документов от предприятий, где они трудились, мы вынуждены отказывать им. В итоге они получают минимальную социальную пенсию, не имея возможности подтвердить свой трудовой стаж. Раньше предприятия часто не сдавали нам документы при ликвидации, и мы потратили много усилий, чтобы это изменилось за последние три года. Важно, чтобы руководители всех компаний осознавали свою социальную ответственность перед сотрудниками.

Например, мы не ожидали, что казанская обувная фабрика «Спартак» закроется. Но это произошло. Хорошо, что большая часть документов уже была у нас, иначе люди остались бы без пенсии. Иногда в кадровых службах должность сотрудника записывают неправильно, а это влияет на выслугу лет. В другом приказе о том же работнике всё указано верно. Мы находим этот приказ и отправляем его в пенсионный фонд, чтобы человек мог получить достойную пенсию.

Глава Госкомитета по архивному делу рекомендовала всем, кто оформляет справки для пенсии или ее перерасчета, обращаться в Социальный фонд. С 2023 года в его состав входит и пенсионный фонд.

– Пожалуйста, не обращайтесь сразу к нам. Сначала обратитесь в Социальный фонд и подайте запрос через них. Если люди приходят к нам, фонд повторно проверяет запрос, и мы тратим время впустую, – объяснила она.

Больше статей на сайте «Республика Татарстан»