Приветствую! В данной статье представлена десятка фильмов, которые больше всех заработали в 1990 году. Пишите, какой фильм того года у вас любимый, и погнали.
1991.
10. «Детсадовский полицейский»
Итак, открывает наш список фильм «Детсадовский полицейский». Было время, когда Арнольд Шварценеггер являлся кассовым актёром, и в этом списке будет сразу два фильма с его участием. А в 1991-м и вовсе вышел второй «Терминатор», вошедший в тройку самых кассовых фильмов в истории. К концу 80-х Арни как раз начал уставать от бесконечных боевиков и решил попробовать себя в комедии, снявшись в фильме «Близнецы». Были опасения, что зрителя этот кастинг отпугнёт, ведь он ассоциируется с драчками, но «Близнецы», заработав более 200 млн$ при бюджете в 15 млн$, стал хитом. Вот и решил Айван Ратман, режиссёр «Детсадовского полицейского», что Арнольд со своим телосложением будет выглядеть убедительно в роли полицейского и комично среди детей. Шалость, как вы понимаете, удалась.
Сюжет простой. В центре истории Джон Кимбл, вынужденный устроится в детский сад под прикрытием, дабы вычислить одного преступника. Вот и всё.
Фильм появился в кинотеатрах 21 декабря, а в это время там катком проходился «Один дома», шедший с ноября. Несмотря на это, фильму со Шварценеггером удавалось перетянуть на себя кое-какое внимание, и он даже создавал конкуренцию. Так, например, в первые выходные он заработал 7,9 млн$ и занял первое место. Но это за обычные выходные, а вот за рождественские пятидневные он проиграл «Одному дома». В итоге в первой десятке ему удалось продержаться до конца февраля. В общем, за всё время проката фильму удалось сколотить 201,9 млн$ при бюджете в 15 млн$. 91,4 млн$ пришлись на домашний прокат. Естественно, это был хит. Критикам он, конечно, не очень понравился, но главное, что зрителям он более-менее приглянулся и, по оценкам, является одним из лучших в карьере Шварца. Ладно, мы только начали, погнали дальше.
- Режиссёр — Айвен Райтман.
- В ролях — Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Энн Миллер, Памела Рид, Линда Хант, Ричард Тайсон и другие.
- Бюджет — 15 000 000$
- Сборы — 201 957 688$
- Оценки — КП: 6.9; IMDB: 6.3; Rt: 54; Mt: 61.
9. «Черепашки-ниндзя»
На девятом месте не какие-то там жалкие букашки, а суперниндзя-черепашки. Они даже панцирь носят как рубашки... Так ладно, ностальгия в глаз попала. «Черепашки-ниндзя» начали свой путь экранизации в конце 80-х, как раз с того самого мультсериала, песня из которого сейчас у вас звучит в голове, если ваше детство выпало на 90-е, конечно. Проект мгновенно стал хитом, так что в Голливуде бросились на создание полнометражного фильма, ведь нужно ковать железо, пока горячо. Правда, крупные студии не взялись за прокат, опасаясь, что он, несмотря на популярность мультсериала, станет провалом. На помощь пришла New Line Cinema, которая в то время занималась фильмами категории Б и всякими артхаусами с ужастиками. В большей степени студия была известна по серии фильмов «Кошмар на улице Вязов». Короче, с массовыми проектами особо не работала, и как раз после «Черепашек-ниндзя» многие узнали о студии, и она стала на слуху.
По сюжету четыре черепашки и крыса, оказавшись в канализационных трубах Нью-Йорка, случайно столкнулись с радиационными отходами. Они мутировали и выросли до человеческого размера, обретя разум. Крыса, которая раньше жила у японского мастера ниндзя-цу, научила их боевым искусствам. Черепахи — Леонардо, Рафаэль, Микеланджело и Донателло — подружились с тележурналисткой и вместе с ней помогли остановить рост преступности.
Стартовав 30 марта, лента зарабатывает 25,3 млн$ в первые выходные, что стало лучшим результатом для независимого кино. Ну а дальше он начал переписывать рекорды для этого самого независимого кино и стал на то время самым кассовым в истории независимым фильмом, собрав 202 млн$, из которых 135,3 млн$ заработано дома. И всё это при скромном бюджете в 13,5 млн$. 4 недели подряд он занимал 1 место и ещё 4 недели после находился в первой пятёрке. Естественно, без продолжений они не обошлись, но вот они уже хитами не стали. Ну да ладно, переходим к восьмому месту.
- Режиссёр — Стив Бэррон.
- В ролях — Джудит Хоаг, Элиас Котеас, Джош Пейс, Дэвид Форман, Брайан Точи и другие.
- Бюджет — 13 500 000$
- Сборы — 202 084 756$
- Оценки — КП: 7; IMDB: 6.8; Rt: 46; Mt: 51.
8. «Презумпция невиновности»
Харрисон Форд в 90-х был кассовым актёром, и фильмы с его участием частенько заскакивали в подобные топы. В основном он был по боевикам, но вот и драмы были тоже. «Презумпция невиновности» — это экранизация одноимённого романа 1987 года Скотта Туроу. Вообще роман привлёк внимание студий ещё до выхода, и начались торги. В итоге первое предложение было 75 тысяч долларов, а финальное достигло 1 млн$. Причём Сидни Поллак и Марк Розенберг скинулись из своего кармана, настолько они были уверены. Далее был найден сценарист Фрэнка Пирсона, потом бюджет раздулся, и лента перешла в руки студии Warner Brothers, и только после этого к проекту присоединился трижды номинированный на «Оскар» режиссёр Алан Дж. Пакула, который ещё год потратил на переписку сценария. Кстати, именно он взял Харрисона Форда и не видел никого кроме него, хотя изначально роль предложили Кевину Костнеру, но он отказался. Вот такие дела.
В центре истории оказывается прокурор Расти Сэбич, которому поручают расследовать убийство коллеги. Дело усложняется тем, что погибшая Каролин Полимус была его любовницей. В итоге подозрение падает на него самого и начинается громкий судебный процесс.
27 июля состоялась его премьера, и в первые выходные ему удалось занять первое место, заработав 11,7 млн$. В целом он показывал хорошую стойкость и 8 недель подряд находился в первой половине десятки, а падение сборов не превышало 25%, что очень хорошо. 86,3 млн$ удалось ему насобирать в домашнем прокате, и это 12-й результат в том году. А вот на восьмое место его затащил международный прокат, благодаря которому в его активе имеется 221,3 млн$. Это был самый кассовый фильм Warner Brothers в том году. В прошлом году вышел сериал «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом, и если вы вдруг пропустили, то сериал получился интересным и достойным внимания. Ну так, к слову, погнали дальше.
- Режиссёр — Алан Дж. Пакула.
- В ролях — Харрисон Форд, Брайан Деннехи, Рауль Хулиа, Бонни Беделиа, Пол Уинфилд и другие.
- Бюджет — 22 000 000$
- Сборы — 221 303 188$
- Оценки — КП: 7; IMDB: 6.9; Rt: 86; Mt: 72.
7. «Крепкий орешек 2»
В 1988 году на экраны вышел нетипичный боевик под названием «Крепкий орешек». Нетипичным он стал в том плане, что главным персонажем был не просто мускулистый герой, пачками выносящий противников, а обычный мужик, работающий головой. В итоге лента стала хитом, прославила Брюса Уиллиса и перевернула жанр боевика в целом. Само собой, без продолжения тут не обошлось, и оно вышло спустя два года. За основу взяли роман 1987 года «58 минут» Уолтера Уэджера, сменили режиссёра на Ренни Харлина, увеличили бюджет и пошли снимать.
Наш хорошо знакомый Джон Макклейн встречает жену в международном аэропорту Вашингтон Даллас. Но тут в здание врываются террористы и захватывают контроль над воздушным движением. Макклейну нужно остановить преступников, прежде чем у самолётов его жены и других рейсов, кружащих в небе, закончится топливо.
Конечно, в прокате у него было всё хорошо. 6 июля премьера, 21,7 млн$ в первые выходные, и только за три недели он заработал 77,1 млн$ в домашнем прокате. Как итог, 117,5 млн$ дома и 240 млн$ в общем. Кстати, в Японии фильм заработал 40,1 млн$, в то время как остальные страны не перешли отметку даже в 15 млн$. И всё вроде бы хорошо, да, но вот бюджет его оценивается в 70 млн$, что немного портит малину. Там продюсера по ходу производства обвинили в расточительстве, и студия хоть опровергала 70-миллионный бюджет, говоря, что это абсурд, но по-тихому отстранила Джоэла Сильвера, так что что-то там было нечисто. В любом случае лента окупилась и вышла в плюс, но плюс явно мог бы быть побольше. Ладно, нам-то что с того, собственно, мы просто идём дальше по этой десятке.
- Режиссёр — Ренни Харлин.
- В ролях — Брюс Уиллис, Бонни Беделиа, Уильям Сэдлер, Франко Неро, Уильям Этертон и другие.
- Бюджет — 70 000 000$
- Сборы — 240 031 274$
- Оценки — КП: 7.8; IMDB: 7.2; Rt: 69; Mt: 67.
6. «Назад в будущее 3»
1990 год стал финалом для трилогии «Назад в будущее». Культовая классика того времени, которую любят, кажется, все, и одна из немногих франшиз, у которой все три фильма получились примерно на одном уровне качества. Может, что-то где-то как-то просело, но это если докапываться. История третьей части максимально проста. Первые фильмы имели успех, и, конечно, третья финальная часть должна была быть. К тому же ещё на съёмках первой части они отложили идею с Диким Западом для третьего фильма, когда спросили у Майкла Дж. Фокса, в каком времени он хотел бы оказаться. Тот назвал Дикий Запад, и Роберт Земекис припас эту идейку.
Марти узнает из газет 1955 года, что доктор Браун погиб сто лет назад. Несмотря на то, что Док просил его не возвращаться в XIX век, Марти решает вмешаться в прошлое. Он отправляется в 1885 год на машине времени, и это путешествие, как и предыдущие, полно опасностей. Марти, не боясь риска, спасает Эммета Брауна от трагедии. Эммет, в свою очередь, влюбляется в загадочную девушку, которую он спас. Эта встреча меняет его жизнь, и возвращение в будущее теряет для него смысл.
Лента стартовала в прокате 25 мая и оприходовала 23,7 млн$ в первый уикэнд, который на той неделе был четырёхдневный. Правда, фильм не показывал той стойкости, как, например, прошлые фильмы в этой десятке. Всего 4 недели в первой пятерке, хотя, казалось бы, ажиотаж по поводу завершения истории мог сыграть на руку. Но не сложилось, и по сборам он стал худшим в трилогии. 88,2 млн$ дома, хотя прошлые части уходили за 100 млн$, а в общем у триквела 245 млн$ имеется. Прошлые части собрали более 300 млн$. При бюджете в 40 млн$ жаловаться тут не на что, но, думаю, рассчитывали на большее и планировали если не превзойти первые части, то хотя бы к ним приблизиться. Ну да ладно.
- Режиссёр — Роберт Земекис.
- В ролях — Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Мэри Стинберген, Томас Ф. Уилсон, Лиа Томпсон и другие.
- Бюджет — 40 000 000$
- Сборы — 245 077 583$
- Оценки — КП: 8.2; IMDB: 7.5; Rt: 79; Mt: 55.
5. «Вспомнить всё»
И снова фильм с Арнольдом Шварценеггером в десятке. Как я и говорил, их будет два. Оно и понятно, актёр если не на пике популярности был в то время, то максимально близко к нему, а тут ещё и режиссёр «Робокопа» Пол Верховен в режиссёрском кресле. Лента является адаптацией рассказа Филипа Дика «Мы вам всё припомним» 1966 года, и порывались снять по нему кино ещё в 70-х, но не сложилось. В 80-х права приобретает Дино де Лаурентис, назначает Дэвида Кроненберга режиссёром и уже наметили Патрика Суэйзи на главную роль. Но произошло банкротство компании де Лаурентиса, и после этого подсуетился Шварценеггер. Именно он убедил Carolco купить права, и именно он утвердил Верховена на пост режиссёра. Вот такое влияние он имел в то время.
Фильм повествует о Дугласе Куэйде, а события происходят в будущем, конкретней в 2084 году. Дугласа преследуют кошмары о Марсе, и вместо того чтобы посетить планету, он отправляется в компанию «Воспоминание», чтобы получить воспоминания об отпуске на планете. Но после этого начинается кавардак. Его пытаются убить, а сам он, оказывается, знает такое о Марсе, что может изменить планету, но не помнит. В этом и заключается его задача — вспомнить всё.
Итак, потенциальная кассовая бомба стартовала в прокате 1 июня и записала на свой счёт 25,5 млн$ в первые выходные, сместив как раз «Назад в будущее 3». В те времена лето было не так насыщенно на громкие премьеры, как сейчас, но в любом случае конкуренция была, и уже во вторые выходные фильм опускается на вторую строчку. Потом ещё две недели он занимал третье место, затем две недели был в первой пятёрке и выбыл из неё окончательно. За это время он сколотил 99,2 млн$, а всего насобирал 119,4 млн$ в домашнем прокате. По этому показателю он седьмой в том году. Но мир его затащил на пятое место в общем зачете, обеспечив сборы в размере 261,3 млн$. Бюджет его составил 65 млн$, и, как говорят, при всех вычетах и доходах лента принесла студии прибыль в размере 36 млн$. Плюс «Оскар» есть за визуальные эффекты. Вот так вот.
- Режиссёр — Пол Верховен.
- В ролях — Арнольд Шварценеггер, Рэйчел Тикотин, Шэрон Стоун, Ронни Кокс, Майкл Айронсайд и другие.
- Бюджет — 65 000 000$
- Сборы — 261 317 921$
- Оценки — КП: 7.7; IMDB: 7.5; Rt: 81; Mt: 60.
4. «Танцующий с волками»
В шаге от тройки лидеров остановился фильм «Танцующий с волками». Кевин Костнер к 90-м подходил уже в качестве большой звезды, и именно он, можно сказать, спас данный фильм. Майкл Блейк написал сценарий ещё в 80-х, но никто им не заинтересовался. Тогда Костнер, знакомый с ним по фильму «Выигрыш», к которому Майкл написал сценарий, предложил ему переписать его в роман, что, по его мнению, увеличило бы шансы на экранизацию. Майкл это сделал, но и роман долгое время не мог найти издателя. Только в 1988 история была издана, и Костнер сам приобрел права на экранизацию и сам решил срежиссировать фильм. Это была его первая режиссёрская работа. Конечно, мало кто захотел вкладывать деньги в рисковый проект, и они заранее продали права на показ фильма в некоторых странах. Таким образом были получены деньги на съёмки, а дистрибьютером выступила Orion Pictures, которая в 1991 году подала заявление о банкротстве.
Во времена Гражданской войны США лейтенант Джон Данбар, получив ранение, просит перевести его на новое место службы ближе к западной границе страны. Его направляют в отдаленный маленький форт. По пути командир форта совершает самоубийство, а попутчик Данбара погибает в стычке с индейцами. Лейтенант остается один в окружении суровой природы и, казалось бы, враждебных коренных жителей Северной Америки. Постепенно он осваивается и находит общий язык с индейцами.
Думаю, многие пожалели о том, что отказались от фильма, потому что он стал не только коммерческим хитом, но и захапал кучу Оскаров. Лента стартовала 9 ноября в ограниченном прокате, а с 23 числа прокат начал расширяться. В итоге 24 недели подряд лента находилась в десятке по сборам и насобирала 184,2 млн$ в домашнем прокате и 424,2 млн$ в общем. И это всё при бюджете в 22 млн$. Плюс 12 номинаций на «Оскар» и 7 побед: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучший звук, лучший монтаж, лучший оригинальный саундтрек. Естественно, после этого Костнер стал одним из кассовых актёров 90-х, и фильмы с его участием частенько попадали в данные топы.
- Режиссёр — Кевин Костнер.
- В ролях — Кевин Костнер, Мэри Макдоннелл, Грэм Грин, Родни А. Грант, Флойд Уэстермен и другие.
- Бюджет — 22 000 000$
- Сборы — 424 208 848$
- Оценки — КП: 8.1; IMDB: 8; Rt: 87; Mt: 72.
3. «Красотка»
Тройку лидеров открывает фильм «Красотка», который вообще-то изначально был другим. По первому сценарию это было мрачное кино Лос-Анджелесе 80-х, где царила проституция, а Вивиан и вовсе была зависима от запрещенных веществ. Собственно, частью сделки и был отказ на неделю от этих самых веществ, а в конце Эдвард её просто выкидывал из машины и уезжал. В общем, никакой вам мелодрамы. Однако фильм спасла продюсер Лора Зискин, которая посчитала это всё неуместным, и сценарий переписался. Хотя «спасла» — это громко сказано, потому что кто знает, может, и по оригинальному сценарию сняли бы классный фильм, но тогда мы бы не получили «Красотку» в том виде, в котором предстала эта лента.
Финансовый магнат Эдвард Льюис проезжает по ночному городу и замечает красивую женщину. Её зовут Вивьен, и она берёт оплату только наличными. На следующее утро он понимает, что не хочет с ней расставаться, и предлагает остаться в его номере ещё на некоторое время за дополнительный гонорар. Таким образом Вивьен оказывается в мире блеска и лжи.
Стартовавший 23 марта фильм заработал 11,2 млн$ в первые выходные, заняв, конечно же, первое место. Потом пришли «Черепашки-ниндзя» и подвинули ленту на вторую строчку, но спустя четыре недели «Красотка» вернулась на первое место и была там 3 недели подряд. За это время, то бишь за 8 недель, у неё в кармане уже было 100 млн$. В итоге 14-миллионный фильм заработал 463,4 млн$, из которых 178,4 млн$ пришлись на домашний прокат. Он долгое время был самым кассовым фильмом с рейтингом R для студии Disney, и только «Дэдпул и Росомаха» в прошлом году смогли побить этот рекорд. Стоит отметить, что фильм не только стал хитом, но и раскрутил карьеры Ричарда Гира и Джулии Робертс, но если Ричард в 80-х уже активно снимался, то вот Джулия, можно сказать, только начинала. Начала она карьеру где-то в 1987, а уже в 1990 была номинирована на «Оскар» за фильм «Стальные магнолии» и тут же, в этом же месяце, выходит «Красотка», ставший кассовым хитом, и за эту роль она тоже получила номинацию на «Оскар». Что тут скажешь, старт карьеры, которому позавидует каждый.
- Режиссёр — Гэрри Маршалл.
- В ролях — Ричард Гир, Джулия Робертс, Ральф Беллами, Джейсон Александер, Лора Сан Джакомо и другие.
- Бюджет — 14 000 000$
- Сборы — 463 406 268$
- Оценки — КП: 8; IMDB: 7.1; Rt: 65; Mt: 51.
2. «Один дома»
Возможно, вы ожидали увидеть фильм «Один дома» на первом месте, но он всё-таки оказался на втором. Естественно, как и большинство, если не все истории успеха, путь фильма был интересным. Идея его принадлежит Говарду Хьюзу, который, собираясь в отпуск с семьей, подумал, а что будет, если они забудут ребенка дома. Что он будет делать? Собственно, раскрутил эту мысль до сценария и показал студии Warner Brothers. Хьюз пообещал, что бюджет фильма не превысит 10 млн$, но слукавил. Будучи неуверенным в своих словах, он тайно отправил сценарий студии 20th Century Fox на всякий случай. Как вы понимаете, бюджет в конечном итоге вырос. Боссы «Уорнеров» требовали его сократить, но Хьюз ответил, что это невозможно. Тогда производство было остановлено, но уже на следующий день возобновлено под крылом как раз 20th Century Fox, а бюджет вырос в конечном итоге до 18 млн$. Вот такая история.
В центре истории оказывается мальчик Кевин, который случайно остаётся дома один. И всё бы ничего, вот только дом собираются ограбить, и тогда Кевину приходится защищаться, понастроив кучу ловушек.
16 ноября пустили фильм в прокат, и он мгновенно стал хитом. 17 млн$ в первые выходные, 20,9 млн$ во вторые, и на протяжении 12 недель ленту никто не мог сместить с первого места. Более того, в первой десятке он оставался до конца апреля, а крутили его в кинотеатрах аж до июня. Это помогло ему оприходовать 285,7 млн$ в домашнем прокате, и по этому показателю он лучший в том году. Ну а всего фильм заработал 476,6 млн$ и попал в книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая комедия с живыми актёрами. Только второй «Мальчишник в Вегасе» в 2011 году смог побить этот рекорд. Зато рекорд по домашним сборам среди комедий с живыми актёрами продержался аж до 2023, когда на экраны вышел фильм «Барби». Также он удерживал рекорд как самый кассовый рождественский фильм до 2018 года, до выхода мультфильма «Гринч». Более того, он стал в то время третьим самым кассовым фильмом в истории, уступив только «Звёздным войнам» и «Инопланетянину». Ладно, переходим к первому месту.
- Режиссёр — Крис Коламбус.
- В ролях — Маколей Калкин, Джо Пеши, Дэниел Стерн, Кэтрин О’Хара, Джон Хёрд и другие.
- Бюджет — 18 000 000$
- Сборы — 476 684 675$
- Оценки — КП: 8.3; IMDB: 7.7; Rt: 66; Mt: 63.
1. «Привидение»
Самым кассовым фильмом в том году стало «Привидение», полноценный режиссёрский дебют Джерри Цукера, между прочим. Нет, он, конечно же, снимал фильмы до этого, но снимал вместе с другими людьми, а «Привидение» стало его первой полностью самостоятельной работой. Хотя изначально фильм был предложен Фрэнку Озу («Отпетые мошенники»), и он согласился. Однако возникли проблемы с бюджетом, и он ушёл из проекта. Потом согласился постановщик фильма «Пролетая над гнездом кукушки» Милош Форман, но его идеи не понравились студии, и Милоша просто уволили. Тогда-то и пришли к кандидатуре Джерри Цукера, который, кстати, ранее занимался только пародийными комедиями, и было опасение, что он и этот фильм превратит в комедию. Однако одной встречи с ним оказалось достаточно, чтобы понять, что этот человек именно тот, кто им нужен.
Сэм и Молли возвращаются домой после приятно проведённого вечера, и в этот момент на них нападает грабитель. В схватке Сэм погибает и становится призраком. Он узнает, что его смерть была не случайной, а Молли грозит опасность. Чтобы предупредить возлюбленную, Сэм начинает искать медиумов. Наконец, он находит женщину, которая может его слышать. Вот только она не хочет помогать привидению.
13 июля состоялась его премьера, и фильм проиграл второму «Крепкому орешку», так как 12,1 млн$ в первые выходные не хватило, чтобы занять первое место. Но 12,5 млн$ во второй уикэнд уже оказалось достаточно, и лента стала-таки лидером проката. Потом началась чехарда, и до сентября «Привидение» занимало то второе, то первое место. В пятёрке лидеров он был до октября, а в десятке — до декабря, то бишь 22 недели подряд. В конечном счёте 22-миллионный фильм хапнул 217,6 млн$ в домашнем прокате, проиграв «Одному дома». Однако всё решил международный прокат, благодаря которому лента перешагнула отметку в полмиллиарда. 505,7 млн$, если быть точнее. Плюс два «Оскара». Вупи Голдберг получила статуэтку за роль второго плана, а Брюс Джоэл Рубин — за адаптированный сценарий. Вот такое первое место, и на этом у меня на сегодня всё.
- Режиссёр — Джерри Цукер.
- В ролях — Патрик Суэйзи, Деми Мур, Вупи Голдберг, Тони Голдуин, Рик Авилес и другие.
- Бюджет — 22 000 000$
- Сборы — 505 703 557$
- Оценки — КП: 8.2; IMDB: 7.1; Rt: 74; Mt: 52.
Вот такой топ получился. Пишите, что из этого смотрели вы и до новых встреч.
Вы можете поддержать канал донатом по кнопочке чуть ниже. Спасибо🙏