- Сегодня мы переместились в город на Неве, где в рамках проекта «Театральный Петербург» состоялась большая, почти двухчасовая творческая встреча с народной артисткой России Ларисой Луппиан.
- Обычно о ней говорят, как о супруге Михаила Боярского, сыгравшего культового киногероя Д’Артаньяна. Они познакомились еще в молодости, когда начали играть на одной сцене, а поженились в 1977 году.
- Далеко не все знают, что весной 2019 года Лариса Регинальдовна стала художественным руководителем Театра имени Ленсовета, в который пришла еще в 1974 году — сразу после окончания знаменитого ЛГИТМиК - Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
Сегодня мы переместились в город на Неве, где в рамках проекта «Театральный Петербург» состоялась большая, почти двухчасовая творческая встреча с народной артисткой России Ларисой Луппиан.
Обычно о ней говорят, как о супруге Михаила Боярского, сыгравшего культового киногероя Д’Артаньяна. Они познакомились еще в молодости, когда начали играть на одной сцене, а поженились в 1977 году.
Далеко не все знают, что весной 2019 года Лариса Регинальдовна стала художественным руководителем Театра имени Ленсовета, в который пришла еще в 1974 году — сразу после окончания знаменитого ЛГИТМиК - Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
Ее именитый муж по-прежнему служит в этом храме Мельпомены, куда он пришел в 1972 году. «Уходить на покой Миша пока точно не собирается!» - подчеркнула Лариса Луппиан. А вот сама она уже не играет, поскольку все время занимает ответственная административная работа.
НАША СПРАВКА
Лариса Луппиан родилась 26 января 1953 года в Ташкенте в семье врачей. В роду отца - Регинальда Эдуардовича Луппиана (1927–2013) - были немецкие бароны.
Его предки приехали в Россию при Екатерине II. Он оставил дочери фамильный герб, который она бережно хранит до сих пор. Мать - Ольга Николаевна (1929-2010) - имела разные корни, в том числе русские и польские.
По словам Ларисы Регинальдовны, столь необычная фамилия Луппиан - латинского происхождения и обозначает «тихий волк».
В 9 лет она сыграла на киностудии «Узбекфильм» свою ровесницу - латышскую девочку Дзидру в художественной картине Шухрата Аббасова «Ты — не сирота» (1962), посвященной кузнецу Шаахмеду Шамахмудову и его жене Бахри Акрамовой.
Во время Великой Отечественной войны супруги взяли к себе на воспитание 14 сирот, эвакуированных в Ташкент из разных уголков СССР. Этот факт впоследствии стал широко известен благодаря роману Рахмата Файзи «Его величество Человек».
Ниже см. некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации:
Со школьной скамьи
- Когда хотят попасть в кино, то обычно едут в столицу...
- Парадокс в том, что я родилась далеко от нее, но при этом рано попала в кино. Родители познакомились в столице Узбекской ССР. Папа там родился, а мама приехала со Средней Волги, чтобы поступить в Ташкентский медицинский институт.
Потом она всю жизнь отработала врачом-педиатром. Правда, когда я была еще маленькой, родители развелись. После расставания мы с мамой переехали в город Чирчик Ташкентской области.
Поскольку она сутками пропадала на работе, моим воспитанием занималась бабушка. Но потом родители снова сошлись, и я опять оказалась в Ташкенте. Однажды в наш класс пришла съемочная группа с «Узбекфильма».
Они выбирали детей. Им нужно было 14 девочек и мальчиков. Причем по внешности - самых разных, поскольку узбекская семья удочерила и усыновила детей со всего Советского Союза.
Сейчас процесс отбора называется модным словом кастинг. Обычно он проходит быстро. А тогда все сильно затянулось. На целых полгода! Нас просили то читать стихи, то вызывали на кинопробы.
Наконец, прислали открыточку, которая извещала, что меня утвердили. Конечно, я была невероятно счастлива. Отмечу, что фильм и поныне пользуется большой популярностью в Узбекистане.
Картина стала знаковой для республики. После ее выхода об узбекском кино заговорили. Впрочем, эту драму смело можно назвать шедевром и всего советского кинематографа.
Кстати, два года назад я побывала в Ташкенте на кинофестивале. Всех гостей очень тепло принимали.
Оказывается, меня там хорошо знают. И даже назвали героиней Узбекистана. Конечно, приятно, когда люди помнят о творческих достижениях предыдущих поколений.
Отправная точка
- Обычно пишут, что благодаря этому фильму вы решили стать актрисой.
- Так оно и есть. Драма «Ты — не сирота» стала отправной точкой для моей творческой карьеры. Я уверена, что артистами не рождаются, а становятся. Режиссер Шухрат Аббасов открыл меня.
Он интуитивно понял, что перед ним — маленькая, но уже актриса. Мне тогда говорили, что в кадре я существую очень гармонично.
Участие в киносъемках оказало на меня такое огромное воздействие, что я решила подать документы в ЛГИТМиК. Выбрала Ленинград, так как в городе были знакомые, у которых можно было остановиться во время поступления.
- А потом попали в Театр имени Ленсовета, где встретили свою судьбу...
- Я начала играть уже на первом курсе института. В 1974 году в театр прибыл «московский десант», как его в шутку называли. В числе новичков был и знаменитый актер Василий Ливанов.
Он поставил у нас мюзикл «Бременские музыканты». Михаил Боярский выпустился из института на два года раньше и уже вовсю играл. Ему предложили роль Трубадура, поскольку он потрясающе пел.
Миша согласился. Потом уже ему самому предложили выбрать Принцессу. Он просмотрел всех актрис и студентов. Остановился на мне. Как потом выяснилось, потому, что ему понравились мои длинные белые волосы.
Действительно, как у настоящей принцессы. Правда, сразу возникла большая проблема. Я честно призналась, что не пою. И тогда Михаил Сергеевич занялся моим голосом. Причем очень основательно. Можно сказать, муштровал.
Роковой танец любви
- А что было не так?
- Для Миши было крайне важно, чтобы я не просто пела, а исполняла партии максимально чисто. Не могу сказать, что спектакль был каким-то особенно замысловатым или выдающимся, но мы отлично подходили к своим ролям.
Миша — с его пышной шевелюрой и роскошными усами, ну и я вся такая яркая — молодая и со светлыми волосами. К тому же, мы прекрасно двигались по сцене. Скажем, я поднимала ногу в прямом смысле до потолка!
У нас был замечательный танец любви. Мы так долго и упорно репетировали, что в конце концов друг в друга влюбились. И стали встречаться уже не только, как товарищи по театру.
А раньше именно так и общались. Потому что, откровенно говоря, с моей стороны не было никакой любви с первого взгляда. Я держалась от Миши на отдалении, так как он казался слишком ярким. «Зачем мне такая звезда?» - я думала.
- Когда изменили о нем свое мнение?
- Наш танец любви заканчивался страстным поцелуем. Мы его тоже упорно репетировали. И с каждым разом очередная репетиция все сильнее затягивалась. А в итоге стали театральной парой.
- Обычно пишут, что ваш брак - по-настоящему эталонный. Особенно с учетом того, что речь идет о двух актерах. Увы, творческие союзы, как правильно, весьма непрочные. Ведь партнеры постоянно меняются...
- Согласна. Мы с Мишей и сами не понимаем, как так получилось. Часто удивляемся столь долгому нашему союзу. Признаюсь, сама я никогда не рассчитывала на то, что проживем всю жизнь.
Потому что было порой непросто. Миша постоянно ездил, много снимался. Масло в огонь подлила его роль Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». Она сильно подпортила мне кровь. Мы не раз хотели расстаться. Да, были и такие моменты в нашей семейной жизни.
Вызвала бабушку
- Почему все же не развелись?
- Из-за... лени. Мы с Мишей такие ленивые люди, что нам проще быть вместе и перетерпеть сложные моменты, чем все разорвать, а потом искать какие-то новые отношения.
Поэтому, если честно, в том, что мы и поныне вместе, нет особой нашей заслуги как каких-то необыкновенных людей. Просто так получилось. Можно сказать, мы вместе плывем по течению.
А еще свою роль сыграла моя бабушка. После спектаклей мы собирались в 119-й аудитории театра, чтобы погадать на тарелке. Раньше это было очень модно. Вызывали духов.
Однажды я вызвала свою бабушку. Попросила дать мне совет: что мне делать со своей семейной жизнью? И получила в ответ одно слово: «Терпи!». Я решила прислушаться. С тех пор и терплю. Как мне кажется, не зря.
В общем, спасибо бабушке за то, что уговорила меня не разводиться. У нас выросли прекрасные дети (сын Сергей, актер, бизнесмен, депутат Госдумы, родился 24 января 1980 года; дочь Елизавета, заслуженная артистка РФ, родилась 20 декабря 1985 года — Прим. ред.).
Сейчас мы с Михаилом Сергеевичем живем замечательно — легко и просто. А о сложных моментах вспоминаем с улыбкой. Особенно тяжело было в серединке. Но все пережили!
- Несмотря на слухи об уходе со сцены, Михаил Сергеевич по-прежнему играет в театре. Чего не скажешь о вас. И на экране вас давно не видно.
- Когда 6 лет назад я вступила в должность худрука, то дала себе зарок, что буду заботиться о том, чтобы артисты играли как можно больше. Хотя, знаете, когда я получила назначение, тут же выстроилась целая вереница желающих сделать спектакль на меня.
Но я умышленно отвергала любые предложения. К сожалению, постепенно попрощалась и со всеми своими спектаклями. Это крайне тяжело. И очень больно.
Это также касается совместных с Мишей постановок. Скажем, «Смешанные чувства» были настоящим нашим бенефисом. Тем не менее отказалась и от него.
Особая миссия
- Разве нельзя совмещать сцену и административную работу?
- Пока не удается. Руководство театром я воспринимаю как свою особую миссию. Это колоссальнейшая ответственность! Даже в семье рассказала о предложении постфактум, когда уже согласилась.
Иначе меня стали бы отговаривать. Я ведь и жена, и мама, и бабушка, и даже уборщица... А тут раз — и меня нет дома во всех проявлениях. Все моя нынешняя жизнь посвящена театру.
А любые житейские мысли я отбрасываю в сторону. В нашей труппе 80 человек. И все смотрят на меня. По жизни я всегда руководствуюсь принципом: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».
У нас в театре был очень сложный период. Ушел Юрий Бутусов. У труппы не было никакого задела. По сути, нам нечего было играть. Два года мы работали без режиссера.
Был только художественный совет. Никто не мог предложить какой-то реальный план на будущее. Нужно было запустить маховик, чтобы все снова закрутилось. Когда мне предложили занять должность, я посчитала, что такова моя судьба.
Остается только внутренне перестроиться с роли на сцене на роль в кабинете. Хотя, не секрет, что мы, артисты, рождены с огромным желанием играть перед публикой в зале.
Мне сейчас очень не хватает ролей. Может, со временем я и вернусь на сцену. Хотя, признаюсь, внутри себя я уже пережила расставание с ней. Да, мне пришлось наступить на горло своему самолюбию.
Но сегодня моя главная задача - чтобы артисты были обеспечены интересной работой. Помню, как я сама по несколько лет ничего не играла.
Не хочу, чтобы они повторяли мой печальный путь. Особенно это горько, когда артист в рассвете своих творческих сил. Он готов горы свернуть, а его попросту не замечают...
- Лариса Регинальдовна, благодарим за интересную беседу, желаем вам дальнейших успехов во всем!