Найти в Дзене

Старообрядческая лестовка

Схема лестовки и написание молитв, которые вставляются внутрь Ле́стовка (от стар.-слав. лествица — «лестница») — плетёные кожаные или тканые чётки со счётными элементами в виде поперечных валиков или складок (ступеньки, бобки). Использовались до раскола Русской церкви, а после него постепенно были вытеснены вервицей — узелковыми чётками. Характерны в основном для старообрядцев, но до сих пор используются и некоторыми другими православными. Лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в древнерусской традиции лестницу духовного восхождения на небо. Схема лестовки и написание молитв, которые вставляются внутрь Лестовка состоит из валиков («бобочек»), которые сплетены в ленту («дорожку» или «ремешок»). Полный вариант лестовки содержит 109 ступенек, разграниченных следующим образом: - 3 ступени в начале лествицы у лапостков — «аллилуйные» с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». - Кожаная полоска в виде пустого пространства без ступенек — «земля» — символизирует зе
Оглавление
Схема лестовки и написание молитв, которые вставляются внутрь
Схема лестовки и написание молитв, которые вставляются внутрь

Ле́стовка (от стар.-слав. лествица — «лестница») — плетёные кожаные или тканые чётки со счётными элементами в виде поперечных валиков или складок (ступеньки, бобки). Использовались до раскола Русской церкви, а после него постепенно были вытеснены вервицей — узелковыми чётками. Характерны в основном для старообрядцев, но до сих пор используются и некоторыми другими православными. Лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в древнерусской традиции лестницу духовного восхождения на небо.

Схема лестовки и написание молитв, которые вставляются внутрь

Лестовка состоит из валиков («бобочек»), которые сплетены в ленту («дорожку» или «ремешок»).

Полный вариант лестовки содержит 109 ступенек, разграниченных следующим образом:

- 3 ступени в начале лествицы у лапостков — «аллилуйные» с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже».

- Кожаная полоска в виде пустого пространства без ступенек — «земля» — символизирует землю, от которой начинается путь духовного восхождения.

- 12 ступенек — символизируют двенадцать апостолов, учеников Иисуса Христа.

- 1 большая ступень[комм. 1].

- 38 ступенек — срок вынашивания Христа Богородицей.

- 1 большая ступень[комм. 1].

- 33 ступени — количество лет земной жизни Христа.

- 1 большая ступень[комм. 1].

- 17 ступенек — количество пророчеств о Христе, описанных в Ветхом Завете.

- Кожаная полоска в виде пустого пространства без ступенек — «небо» — как понуждение восходить «горе́»; символизирует небо, куда следует путь духовного восхождения.

- 3 ступени в конце лествицы у лапостков — «аллилуйные» с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже».

- Девять ступеней (6 у лапостков и 3 больших) символизируют девять чинов ангельских.

-2

Внутрь бобочков при плетении лестовки обычно вставляют бумажный свиток с молитвой. Традиционно на каждой бумажке писали Исусову молитву

«Исусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешнаго».

После молитвы слово "Аминь" не произносят. Имя Христа пишут с одной десятеричной буквой "И".

Виды

Лестовки бывают мужскими, женскими и детскими. Мужские лестовки — холодные спокойные цвета, на лапостках могут быть вышиты инициалы евангелистов, растительные узоры и орнаменты (в старообрядческой традиции) или православный крест (в новообрядческой традиции). Также новообрядческая традиция допускает изображение на лапостках ликов святых угодников Божиих. Это объясняют тем, что лапостки символизируют евангельское учение, а святые — это те, кто своей жизнью воплотил это евангельское учение. Именно поэтому лики святых можно увидеть на лапостках лестовки. Женские лестовки — яркие, нежные цвета, на лапостках — цветы и узоры (в старообрядческой традиции), либо православный крест или изображения ликов святых (в новообрядческой традиции). Детские лестовки, как правило, плетут с бобочками меньшего размера.

Также лестовки разделяются на повседневные, праздничные и погребальные (вкладываются в левую руку усопшего православного христианина); лестовки для использования дома и дорожные.

Использование

Лестовку обычно держат в левой руке. В новообрядческой традиции дорожка лестовки лежит на указательном пальце. Большим пальцем, перебирая ступень за ступенью, отсчитывают количество произнесённых молитв. Староверы складывают средний и указательный пальцы как для крестного знамения и пропускают дорожку лестовки между средним и безымянным пальцами. Счёт ведут передвижением лестовки большим пальцем, ступень за ступенью.

Это традиционное приспособление для молитвы в Русской православной церкви в настоящий момент не пользуется такой популярностью, как обычные чётки или вервица (хоть использование лестовки и не возбраняется современной православной церковью), так как после жестоких и кровавых реформ патриарха Никона, отменившего русское христианство, лестовку ассоциировали со старообрядцами, оставшихся верными своей вере. Хотя лестовку используют, в основном, старообрядцы практически всех согласий, в последнее время её можно увидеть и в руках представителей духовенства Русской Православной Церкви. У каждого христианина-старообрядца, не только монаха, но и мирянина должна быть своя лестовка; каждый должен непрестанно молиться Христу Спасителю и Богу Нашему. Как лестовка приспособлена под молитвенные правила, так и правила согласованы с лестовкой, сколько лестовок нужно отчитать утром или за день, с какой великой ступени земные поклоны заменяют поясными. Даже покойному в гроб обязательно надевают на руку особую заранее приготовленную лестовку.

С лестовкой в руках традиционно изображается великий святой преподобный Серафим Саровский, открыто исповедовавший русское христианство, находясь в лоне Синодальной Церкви, и тем самым соединяя в себе весь русский народ и всю его Церковь. Это его стояние в истине особо отметила своими дарами Пресвятая Богородица.

Серафим Саровский на камне с лестовкой в руке.
Серафим Саровский на камне с лестовкой в руке.

Изготовление лестовок — один из традиционных старообрядческих промыслов. Предприниматель, хлебопромышленник Николай Бугров в конце XIX — начале XX веков практически монополизировал производство лестовок. Единственный крупный центр лестовичного промысла существовал в городе Семёнове.

Комментарии

Три одиночные ступени в середине лестовки содержат последовательно одну из следующих молитв — во образ Святой Троицы —

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си».

Литература

Белобородов С. А. «Лестовка-Христова лесенка…» // V Уральские археографические чтения : К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции, Екатеринбург, 14-16 октября 1998 года. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. — С. 10-13.

Костров А. В., Галданова Ю. Ю. Лестовки и подрушники семейских старообрядцев из собрания Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. — 2023. — № 1 (25). — С. 6-18.