Найти в Дзене
Ценитель Винила

«Не играй, будь собой»: как Цой согласился на роль в фильме, который мог не выйти

Осень 1987 года. Виктор Цой на пике творчества: «Кино» собирают залы, новый альбом «Группа крови» близится к завершению. Но в столице рок-музыкантам непросто: концерты приходится согласовывать с комсомолом и партийными структурами, официальных площадок мало, а квартирные выступления остаются чуть ли не единственным способом свободно играть. Власти относятся к року настороженно, хотя к середине 80-х давление ослабло по сравнению с началом десятилетия. И тут звонок из Алма-Аты: молодой режиссёр Рашид Нугманов предлагает главную роль в фильме «Игла». У них полтора месяца на подготовку, небольшой бюджет и высокая вероятность, что картину положат на полку. Цой соглашается. Режиссёр-студент и фильм, который почти не сняли Рашид Нугманов на момент съёмок был всего лишь студентом третьего курса ВГИКа. Но у него уже была репутация «знакомого с материалом»: до этого он снял короткометражку «Йя-Хха», где сыграли Виктор Цой, Майк Науменко, Константин Кинчев и другие легенды рок-сцены. ​ Когда

Осень 1987 года. Виктор Цой на пике творчества: «Кино» собирают залы, новый альбом «Группа крови» близится к завершению. Но в столице рок-музыкантам непросто: концерты приходится согласовывать с комсомолом и партийными структурами, официальных площадок мало, а квартирные выступления остаются чуть ли не единственным способом свободно играть. Власти относятся к року настороженно, хотя к середине 80-х давление ослабло по сравнению с началом десятилетия. И тут звонок из Алма-Аты: молодой режиссёр Рашид Нугманов предлагает главную роль в фильме «Игла». У них полтора месяца на подготовку, небольшой бюджет и высокая вероятность, что картину положат на полку. Цой соглашается.

Режиссёр-студент и фильм, который почти не сняли

Рашид Нугманов на момент съёмок был всего лишь студентом третьего курса ВГИКа. Но у него уже была репутация «знакомого с материалом»: до этого он снял короткометражку «Йя-Хха», где сыграли Виктор Цой, Майк Науменко, Константин Кинчев и другие легенды рок-сцены. ​

Когда на «Казахфильме» начались проблемы с другим проектом, Нугманова пригласили доснять фильм «Игла» за остатки сметы и времени. Сценарий был готов, режиссёр уже снят. Нугманов был наглым: он согласился, но выдвинул три условия. В главных ролях должны играть непрофессиональные актёры. Оператором будет его родной брат, тоже студент третьего курса. И за ним остаётся свободная трактовка сценария. ​

-2

Худсовет подумал и согласился. Выбора у них не было. ​

Моро: персонаж, который уже ждал Цоя

Изначально Нугманов задумывал другой фильм — «Король Брода», где главным героем должен был стать культовый персонаж алматинских улиц по кличке Моро. Работа затянулась, но, когда подвернулся шанс сделать «Иглу», режиссёр просто перенёс Моро в новый проект. ​

Для роли Моро Нугманов сразу видел только Виктора Цоя. Они познакомились на съёмках «Йя-Хха» и сразу договорились о будущем сотрудничестве. Цой уже тогда понял: этот режиссёр не из тех, кто будет заставлять его «играть». Нугманов хотел, чтобы артисты были собой. ​

Когда Цой прочитал сценарий, он увидел в Моро что-то близкое: одинокий герой, который приезжает в город, чтобы вернуть долг, но вместо этого оказывается втянут в борьбу с наркомафией. Молчаливый, жёсткий, но с внутренним кодом чести. ​

«Не играй. Будь собой»

На площадке Нугманов отказался от классической схемы «диалог — отработка — репетиция — камера». Он работал по принципу «жизнь врасплох» Дзиги Вертова и французской «новой волны»: много импровизации, минимум сценарных жёстких рамок. ​

Особенно важно было найти подход к Цою. Нугманов убедил его не придумывать себе образ, а вести себя естественно. «Ты просто ходишь, смотришь, молчишь. Камера сама всё увидит», — говорил режиссёр.

Большинство актёров фактически играли самих себя: их собственные имена совпадали с именами персонажей. На роль злодея Нугманов пригласил Петра Мамонова, лидера группы «Звуки Му», для которого это был дебют в кино. На роль бандита Спартака — Александра Баширова, который учился с Нугмановым на параллельном курсе во ВГИКе. ​

-3

Аральское море, холод и саундтрек

Съёмки проходили в Алма-Ате и на Аральском море. Сцены в пустыне, где Моро пытается спасти Дину от зависимости, снимали в жёстких условиях: холод, ветер, минимум комфорта. Но именно эта суровость дала фильму ту атмосферу, которая потом стала его визитной карточкой. ​

Цой не только играл главную роль, но и написал для фильма несколько песен, включая «Группу крови», которая позже стала гимном целого поколения. Саундтрек «Иглы» оказался одним из главных кирпичиков культа, который сложился вокруг картины. ​

Премьера, которую могло не быть

Нугманов признавался: он снимал фильм «на полку, для себя, без компромиссов». Не надеялся, что «Иглу» вообще покажут. В столице «Кино» были в чёрных списках, концерты разгоняли, а тут вдруг фильм с Цоем в главной роли? ​

Но 16 сентября 1988 года состоялась премьера. И случилось невероятное: «Иглу» посмотрели почти 15 миллионов человек. Одновременно картина дебютировала на кинофестивале в Одессе, а летом 1989 года на Московском кинофестивале её увидел Тони Саффорд, директор фестиваля Sundance. «Иглу» взяли в программу, Нугманова и Цоя пригласили в США. ​

Фильм стал культовым. Благодаря Цою, Мамонову, атмосфере и саундтреку «Игла» встала в один ряд с «Ассой» и «Курьером» — определяющими лентами перестроечной эпохи. ​

-4

Финал, который породил легенду

В финале Моро получает удар ножом в живот зимней ночью. Он падает. Встаёт. Закуривает сигарету. И уходит. ​

Много лет спустя Нугманов признался: Моро не умирает. Если бы Цой не погиб в 1990 году, они собирались делать продолжение — «Цитадель смерти». Фильм начинался со сцены в больнице, где Моро спасают на операционном столе. ​

Сюжет был такой: Моро пробирается через постапокалиптический город, чтобы добраться до аэропорта и улететь из страны. По пути он спасает девочку Алису и оказывается втянут в заговор по захвату власти монархистом-диктатором. ​

Но 15 августа 1990 года Цой погиб в автокатастрофе. «Цитадель смерти» так и не была снята. Зато в 2010 году Нугманов выпустил «Игла Remix», где окончательно подтвердил: Моро выжил. ​

Почему фильм «Игла» до сих пор актуален

«Игла» — это не фильм о наркоманах. Цой говорил в интервью: это лента о том, как людей одурманивают, и не только наркотиками. Символизм фильма очевиден: игла — метафора любой зависимости, которая убивает свободу. ​

Для Цоя это была возможность высказаться не только музыкой, но и образом. Моро стал продолжением того, что он пел: «Перемен требуют наши сердца». Одинокий герой, который не боится противостоять системе, даже если шансов почти нет.

История создания «Иглы» — коктейль из счастливых случайностей, импровизации и энтузиазма молодых людей, которые просто хотели снять кино с друзьями. Желания войти в историю не было. Но время расставило всё по местам. Сегодня «Игла» — один из главных бриллиантов советского кино, а Моро — образ, который пережил эпоху и стал символом свободы. ​

Спасибо, что дочитали до конца. История «Иглы» — напоминание о том, что иногда самые важные вещи создаются не по плану, а назло обстоятельствам, когда остаётся только последний шанс сказать правду.

Буду рад вашей подписке на канал. Ваши лайки и комментарии помогают сохранять память о моментах, которые изменили культуру. Пишите, о каких фильмах или артистах хотели бы узнать больше.

Еще больше интересных статей: