Найти в Дзене

Едем на Кольский. День 30

фото нашего корреспондента (Игорь Стэн) Я заполз в дот, чтобы остановить время По перевалу Муста-Тунтури можно бродить часами — особенно если увлечён военной историей. Здесь, среди скал, ещё дышит прошлое: камни хранят следы бывших боёв. Время пощадило эти места — и северная природа бережно хранит лежачие доты: индивидуальные огневые точки, сложенные из дерева и камня. Боец заползал внутрь и смотрел в узкую бойницу, удерживая свой сектор. Что он тогда чувствовал? Трудно представить. Но именно здесь, в этих крошечных укрытиях, бойцы стояли насмерть. Не пропустить врага — даже ценой жизни. Эти слова здесь перестают быть просто фразой. Они обретают осязаемый смысл. Сохранилось несколько таких дотов. Одни проиграли неравную битву времени — обвалились, потеряли былую форму. Другие всё ещё держатся — не сдаются натиску лет, не уступают ветру и снегу. Они — памятники без надписей. Памятники мужеству и стойкости защитников хребта Муста-Тунтури. Я не удержался — и заполз внутрь одного из со
фото нашего корреспондента (Игорь Стэн)
фото нашего корреспондента (Игорь Стэн)

Я заполз в дот, чтобы остановить время

По перевалу Муста-Тунтури можно бродить часами — особенно если увлечён военной историей. Здесь, среди скал, ещё дышит прошлое: камни хранят следы бывших боёв.

Время пощадило эти места — и северная природа бережно хранит лежачие доты: индивидуальные огневые точки, сложенные из дерева и камня.

Боец заползал внутрь и смотрел в узкую бойницу, удерживая свой сектор.
Что он тогда чувствовал? Трудно представить.

Но именно здесь, в этих крошечных укрытиях, бойцы стояли насмерть. Не пропустить врага — даже ценой жизни. Эти слова здесь перестают быть просто фразой. Они обретают осязаемый смысл.

Сохранилось несколько таких дотов. Одни проиграли неравную битву времени — обвалились, потеряли былую форму. Другие всё ещё держатся — не сдаются натиску лет, не уступают ветру и снегу. Они — памятники без надписей. Памятники мужеству и стойкости защитников хребта Муста-Тунтури.

Я не удержался — и заполз внутрь одного из сохранившихся дотов.
Внутри — тесно. Глядя в ту же узкую амбразуру, что и боец много лет назад, я понял, что он был полон решимости — не пропустить врага.

Но я также уверен — он до боли хотел жить.

Даже в мирное время жизнь в этом деревянно-каменном коробе ощущается иначе. А в военное?..

Возможно, сегодня останки бойца, державшего здесь много лет назад позицию, покоятся на кладбище у подножия хребта — среди тех самых камней, что мы проходили немного раньше.

Продолжение следует...

#ПутевыеЗаметкиКольский часть 30

Дальше – самое интересное! ✨ Приключения в Печенгском округе продолжаются!

Друзья, подписывайтесь на нас, мы показываем Русский Север!