Найти в Дзене
Стражи Родины

Женщинам – золотые кольца, мужикам – деньги на водку. Как американские летчики планировали спасаться на территории СССР

«Небольшие мозаичные поля колхозов виднелись внизу. Они напомнили мне, что русские крестьяне обрабатывали землю вручную. Я не испытывал злобы к тем, кто занимался там тяжким трудом. Я вообще никогда не злился на самих советских людей, но ненавидел их правительство», – так рассказывал пилот ЦРУ Кармен Вито о своем первом секретном полете над СССР 5 июля 1956 года. Это был типичный пример того, как западная пропаганда изображала жизнь в Советском Союзе: толпы бедных крестьян примитивными мотыгами и лопатами (разумеется, без тракторов, комбайнов и иной техники) вкалывают на полях дикой страны. Между тем с самого начала операции «Акватон» (тайные полеты высотных самолетов-разведчиков U-2) американских летчиков очень беспокоил вопрос, что делать, если их собьют или самолет потерпит крушение над «империей Зла»? Как выбраться живым из этой необъятной страны? Во время первых полетов црушники брали с собой специальный аварийный набор, в который, кроме жизненно необходимого, входило 7500 рублей

«Небольшие мозаичные поля колхозов виднелись внизу. Они напомнили мне, что русские крестьяне обрабатывали землю вручную. Я не испытывал злобы к тем, кто занимался там тяжким трудом. Я вообще никогда не злился на самих советских людей, но ненавидел их правительство», – так рассказывал пилот ЦРУ Кармен Вито о своем первом секретном полете над СССР 5 июля 1956 года. Это был типичный пример того, как западная пропаганда изображала жизнь в Советском Союзе: толпы бедных крестьян примитивными мотыгами и лопатами (разумеется, без тракторов, комбайнов и иной техники) вкалывают на полях дикой страны.

Между тем с самого начала операции «Акватон» (тайные полеты высотных самолетов-разведчиков U-2) американских летчиков очень беспокоил вопрос, что делать, если их собьют или самолет потерпит крушение над «империей Зла»? Как выбраться живым из этой необъятной страны? Во время первых полетов црушники брали с собой специальный аварийный набор, в который, кроме жизненно необходимого, входило 7500 рублей («старыми», то есть еще неденоминированными деньгами), 24 золотые монеты, а также письмо на 14 языках (вероятно, всех союзных республик, кроме Молдавии) с просьбой о помощи и обещанием награды за спасение летчика. При этом, согласно рекомендациям, встретившимся советским женщинам следовало вручать золото, а мужчинам наличные, потому что те (как предполагало ЦРУ) все деньги тратят на водку. Впрочем, пилотов также предупреждали, что русские в большинстве своем звери и могут попросту растерзать любого американца. Поэтому помимо аварийного набора в полет брали капсулу с цианидом. Позже ее заменил специальный футляр, похожий на прямую булавку, в который пряталась тончайшая игла, смазанная смертельным ядом моллюска Conus geographus. Укол ею мог привести к смерти в течении двух минут. Футляр в свою очередь прятался в канале, который высверливали в серебряном долларе, немного выступая из него. Это было весьма экзотическое «изобретение», полностью соответствовавшее духу всего проекта «Акватон».

-2

Как известно, операция закончилась 1 мая 1960 года, когда очередной U-2 был сбит в районе Свердловска, а его пилот Фрэнсис Пауэрс попал в плен. Интересно, что летчик, которого после приземления местные жители заботливо накормили, а потом отвезли на «Москвиче» в правление колхоза, вопреки всем инструкциям, не пытался ни бежать, ни раздавать деньги, ни воспользоваться «серебряным долларом». Вскоре в руки КГБ попал и весь аварийный набор пилота, который несколько изменился в сравнении с ранними вариантами. Там был обнаружен пистолет с глушителем, 3 коробки патронов к нему, несколько ножей, трое позолоченных часов (в том числе двое дамских!), пачка советских денег, 6 женских золотых колец и прочая мелкая «утварь». Что тоже выглядело немного нелепо в контексте полетного задания Пауэрса. Все это «снаряжение» (в особенности «пушка» с глушителем с боезапасом чуть ли не в 200 патронов) больше подходило для диверсантов и «наземных» разведчиков, а то и вовсе для простых жуликов и уголовников. Видимо, в ЦРУ представляли, что после приземления летчик будет покупать у советских граждан еду за золото и деньги, или же нападать на людей, несущих продукты, отнимать их под угрозой оружия, и постепенно, пешком пробираться к границе. Кстати, сам Пауэрс на допросах заявил, что пистолет был выдан ему для охоты. Ну, там, пристрелил кабанчика в лесу и зажарил на костре!

-3

Как известно, американская сторона поначалу заявляла, что речь идет о метеорологическим самолете, который случайно сбился с курса. Известного советского поэта Самуила Маршака все это вдохновило на ныне позабытое стихотворение под названием «Что нужно «метеорологу»?

…Итак, для изучения

Воздушного течения

Булавка острая нужна,

Ее вручит вам Даллес,

А чем пропитана она, -

Вы сами догадались.

Необходимо пистолет

Бесшумный взять с собою,

Чтоб население планет не разбудить пальбою,

Затем нам надо запастись

Приборами для съемки,

Без них вам трудно обойтись,

Как взломщику без фомки,

Еще вам надо взять с собой

Вещицы золотые

Для укрощения слепой,

Изменчивой стихии.

Вы захватите и рубли,

И золотые франки,

Чтоб по дороге вы могли

Вручить их марсианке.

Вот все, что должен взять в полет

Пилот-«метеоролог»,

Но если к нам он завернет,

Полет его недолог!

-4

Что касается «серебряного доллара», то наши специалисты тщательно изучили действия яда, установив, что собака умирала от его воздействия через три минуты, а мышь – всего через 20 секунд. Единственное, что так и не удалось понять, — это назначение загадочного куска черной материи, который был обнаружен в кабине U-2 после падения. Его тщательно изучали в лабораториях, показывали различным специалистам, но никто не смог найти в этом предмете ничего подозрительного. Ни зашифрованных сообщений, ни яда, ни спрятанной географической карты. На самом деле это была просто черная тряпка! Сам Пауэрс сказал, что ему вручили этот кусок материи перед полетом и сказали, что после приземления в Норвегии следует отдать ее персоналу авиабазы. Вероятно, это была какая-то дань суевериям.

Дмитрий ДЕГТЕВ