Найти в Дзене
Философия f/5.6

Nikkor 24/2.8 Ai :: добротный предельный ширик на зеркало

Это ещё один знаковый Nikkor, наряду с 45/2.8 и 20/4, которые прижились в моём наборе оптики. После покупки Nikkor 20/4 Ai я продолжил поиск теперь уже широкоугольника короче 28мм. Первоначально заинтересовался объективом Nikkor 24/2 Ai, даже немного тестировал его в комиссионке. Но цена, на мой взгляд, не оправдывала картинку, которую он выдавал. Даже в углах кропа наблюдались сильные хроматические аберрации. После этого я начал искать 24/2.8, о котором хорошо отзывались многие плёночники. Nikkor 24/2.8 Ai на Nikon F2. Объектив я купил очень дёшево у фотографа Андрея Гордеева. Экземпляр сей имел слегка поцарапанное просветление на передней и задней линзах и тёртую оправу – сразу видно, что объектив «жил на всю катушку». Такие объективы получали прозвище «потаскун». Уверен в том, что Андрей был далеко не вторым владельцем этой 24-ки. Я неоднократно говорил своим заказчикам: «не гоняйтесь за старыми фиксами в безупречном косметическом состоянии – это, наверняка, оптически неудачные эк

Это ещё один знаковый Nikkor, наряду с 45/2.8 и 20/4, которые прижились в моём наборе оптики. После покупки Nikkor 20/4 Ai я продолжил поиск теперь уже широкоугольника короче 28мм. Первоначально заинтересовался объективом Nikkor 24/2 Ai, даже немного тестировал его в комиссионке. Но цена, на мой взгляд, не оправдывала картинку, которую он выдавал. Даже в углах кропа наблюдались сильные хроматические аберрации. После этого я начал искать 24/2.8, о котором хорошо отзывались многие плёночники.

Nikkor 24/2.8 Ai на Nikon F2.
Nikkor 24/2.8 Ai на Nikon F2.

Объектив я купил очень дёшево у фотографа Андрея Гордеева. Экземпляр сей имел слегка поцарапанное просветление на передней и задней линзах и тёртую оправу – сразу видно, что объектив «жил на всю катушку». Такие объективы получали прозвище «потаскун». Уверен в том, что Андрей был далеко не вторым владельцем этой 24-ки. Я неоднократно говорил своим заказчикам: «не гоняйтесь за старыми фиксами в безупречном косметическом состоянии – это, наверняка, оптически неудачные экземпляры; хорошими объективами снимали много, они не выглядят нулёвыми».

При наличии солнца в передней полусфере, контраст картинки моего Никкора несколько падает – правил в ФотоШопе. Тем не менее, объектив мне очень нравится; в пасмурную погоду он выкладывается на все сто.

Небольшой размер и вес (270 г.) очень удобен во время длительных прогулок и даже на цифрокропе вполне подходит для съёмки городских сюжетов, когда нет необходимости фотографировать высокие здания. Объектив на кропе эквивалентен классическим 35мм на полном кадре. Но гораздо интереснее он на плёночной тушке – 24мм то самое фокусное, которое наилучшим образом подходит для уличной фотографии; 28мм иногда тесноваты, а 20мм слишком широки.

Впервые объектив 24/2.8 появился у Никона в 1967 году; его оптическая схема состояла из 9 линз в 7 группах. В 1977 схему пересчитали на 9/9. Объективы 24/2.8 всех модификаций спроектированы с интересной особенностью кинематики задней группы линз. При фокусировании, линзоблок не только двигается дальше/ближе к матрице, но и задняя группа линз дополнительно вращается и ходит по резьбе. Это приводит к сближению передней и задней группы на минимальной дистанции фокусировки (0,3м). Такая «пульсирующая» схема получила наименование Close-Range Correction (CRC) и позволила добиться одинаково хорошей резкости на всём диапазоне фокусировки. А резок объектив уже на открытой диафрагме, это отмечают многие пользователи.

Версия Ai выпускалась до 1981 года; затем пошла версия Ai-s. Ход кольца фокусера уменьшили со 160° до 80°, а вес снизили на 20 грамм (250 г.) Объектив этот у Никона получился весьма удачным – схема 9/9 использовалась и в автофокусных 24/2.8 AF-D, которые выпускались вплоть до 2020 года.

Самый смешной отзыв о 24/2.8, найденный мною в инете: «Дерзко крутит задний план, но не рвет его, а растягивает - именно это признак профессионального объектива». Несмотря на то, что 24-ок всех модификаций было выпущено более 400 тысяч, на Avito я его встречаю не часто. Это был «выносливый ослик» многих поколений фотографов и любителей; расставаться с ним не хочется.

Статья написана без использования нейросетей.
Автор текста: Елизаров Сергей [necster].
Фотографии автора, если не указано иное.