Найти в Дзене
Исторический музей

Чайный сервиз «Народы России»

До 27 января 2026 года на выставке «Народы России» в филиале Исторического музея в Туле можно увидеть предметы одноименного сервиза, хранящегося в музее имени Вадима Орлова в Ярославле. Чайник, сахарница, чашка и блюдце изготовлены на Императорском фарфоровом заводе в 1863-1867 гг. Круговая роспись изделий выполнена по изданию Теодора-Христиана Паули — большого этнографического атласа, выход которого в 1862 году был приурочен к празднованию 1000-летия Российского государства. До начала XX века издание «Народы России» оставалось самым полным собранием документальных изображений костюмов и национальных типажей народов и народностей, проживающих на территории Российской империи. Над рисунками работали русские и иностранные художники и граверы. Печать хромолитографий велась в лучших европейских мастерских. Художественные образы, представленные в литографиях, стали образцом для подражания живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. На чайнике сервиза изображены композиции «Вел
Оглавление

До 27 января 2026 года на выставке «Народы России» в филиале Исторического музея в Туле можно увидеть предметы одноименного сервиза, хранящегося в музее имени Вадима Орлова в Ярославле.

Чайник, сахарница, чашка и блюдце изготовлены на Императорском фарфоровом заводе в 1863-1867 гг. Круговая роспись изделий выполнена по изданию Теодора-Христиана Паули — большого этнографического атласа, выход которого в 1862 году был приурочен к празднованию 1000-летия Российского государства. До начала XX века издание «Народы России» оставалось самым полным собранием документальных изображений костюмов и национальных типажей народов и народностей, проживающих на территории Российской империи. Над рисунками работали русские и иностранные художники и граверы. Печать хромолитографий велась в лучших европейских мастерских. Художественные образы, представленные в литографиях, стали образцом для подражания живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства.

На чайнике сервиза изображены композиции «Великороссияне центральных губерний» и «Грузинки». Сахарница вкруговую украшена детальными изображениями народностей. Сюжет «Чувашка. Мордва. Черемиска» соседствует с «Казанскими татарами», «Великороссиянами» (Воронежской губернии). Чашка представляет народы Сибири ― сибирских татарок, оленных чукчей, а также эйнарских лопарей — саамов, живущих в европейской части Евразии.

Все жанровые сцены объединены орнаментом, выполненным по народным мотивам. Точно такой же узор украшает блюдце.

Орнаментальный декор для сервиза в 1863 году разработал художник Императорского фарфорового завода Виван Босе, работавший на предприятии в 1850–1870 гг. В 1860-х гг. Босе создавал орнаменты по мотивам русских вышивок, декоративной резьбы, перегородчатой эмали. Эскизы для сервиза с этнографическими мотивами был разработан живописцем после того, как атлас Паули «Народы России» увидел свет.

Чайный сервиз «Народы России» относится к высшей категории изделий Императорского фарфорового завода, так называемым «вещам поднесения» — художественным произведениям, которые преподносили к празднику Рождества Христова и Пасхе членам императорской семьи или дарились ими подданным.

Выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале ГИМ в Туле представляет памятники из собрания Исторического музея. Высшие достижения в искусстве русского фарфора связаны с Императорским фарфоровым заводом, основанным в 1744 году и являвшимся одним из крупнейших европейских фарфоровых производств. Усилиями скульптора Жана-Доминика Рашетта была заложена традиция создания скульптурных ансамблей. Выполненная под его руководством серия фигур, изображающих народности России, определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. К началу XIX века простонародный типаж стал одной из главных тем в фарфоровой скульптуре, отражающей идею о многонациональном российском обществе.

Выставка открыта до 16 марта 2026 года

Фото: Илья Ходаковский