Найти в Дзене

Что такое ум человеческий

"Artificial intelligence will never be a match for natural stupidity." (Joseph Addison) Когда мы позволяем себе рассуждать о людях и употребляем понятие "ум", иногда желательно в первую очередь для себя и уж тем более на случай, если спросят, иметь ответ на вопрос, что же это такое. Ум не является философской категорией, это характеристика, отражающая интеллектуальные способности человека. В других языках отождествляется с понятиями "сознание", "разум", "интеллект", из которых последние два означают достаточно высокий уровень развития их обладателя. В русском языке понятие "ум" используется шире и захватывает категории более низкого порядка - такие, как "рассудок", "мышление". Так, наличие хоть какого-нибудь ума сразу предполагает способности и мыслить, и делать выводы, обеспечивая тем самым свое существование. Однако, это доступно и животным, но лишь тогда, когда мышление становится абстрактным, является разум и мыслитель начинает приобретать образ человеческий. Все, что связано с ум

"Artificial intelligence will never be a match for natural stupidity." (Joseph Addison)

Когда мы позволяем себе рассуждать о людях и употребляем понятие "ум", иногда желательно в первую очередь для себя и уж тем более на случай, если спросят, иметь ответ на вопрос, что же это такое.

Ум не является философской категорией, это характеристика, отражающая интеллектуальные способности человека. В других языках отождествляется с понятиями "сознание", "разум", "интеллект", из которых последние два означают достаточно высокий уровень развития их обладателя. В русском языке понятие "ум" используется шире и захватывает категории более низкого порядка - такие, как "рассудок", "мышление". Так, наличие хоть какого-нибудь ума сразу предполагает способности и мыслить, и делать выводы, обеспечивая тем самым свое существование. Однако, это доступно и животным, но лишь тогда, когда мышление становится абстрактным, является разум и мыслитель начинает приобретать образ человеческий.

Все, что связано с умом, полно загадок и противоречий. Так, слово "разум" этимологически означает вовсе не "развитый" ум, как следовало бы ожидать, а "разбавленный", что, кажется, не совсем-то и хорошо. Хотя, может быть, если понимать "разбавленный" как "более живой, подвижный, способный на большее", - тогда все встает на свои места. Безумие также не есть отсутствие ума, но лишь отклонение от принятых норм. В этом смысле и гениальность не отличается от безумия, различие лишь в том, в чем это безумие проявляется. Все люди разные, и то, что для одного - норма, для другого - непонятно, а то и неприемлемо, и один человек в глазах другого всегда хоть в чем-нибудь - да безумен. "Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием." (Блез Паскаль. "Мысли", 184).

Почему люди такие разные? Потому, что ум, он же интеллект - предмет чрезвычайно сложный, одни и те же процессы протекают у каждого человека по разному в силу различий в наследственности и развитии, обусловленном воспитанием, образованием, жизненным опытом и внешними обстоятельствами. Базой для интеллекта служит психика, единая система, включающая в себя сознание, подсознание и бессознательное, причем процессы, начавшиеся в одной ее части, могут иметь продолжение в любой другой. Существуют различные формы интеллекта (от двух до восьми согласно разным теориям), для каждой из которых его компоненты участвуют в одних и тех же процессах в разной степени и различных соотношениях. Все психические процессы имеют физиологическую основу и реализуются в мозге в форме динамических нейронных сетей.

Ум может обладать значительной силой, но он хрупок и уязвим. Он может быть преумножен — через познание, опыт, творчество, культуру, искусство и деградировать, если им не пользоваться. Он может быть поврежден или вовсе утрачен в результате злоупотребления им же, отравлен - например, пропагандой, водкой и прочими вредными веществами. Его можно потерять и вновь обрести.

Если стоять на позициях ортодоксального материализма, то можно было бы на этом остановиться и закончить каким-нибудь торжественным изречением, например, словами нейробиолога Антонио Дамасио: «Мы не думаем, потому что существуем — мы существуем, потому что думаем. А думаем — потому что живём.»

Однако, очередные достижения науки в познании того, как организована высокоорганизованная материя, в первую очередь свидетельствуют о ничтожности этих знаний и все в большей степени заставляют сомневаться в том, что эта материя могла так организовать сама себя. К тому же, если посмотреть на поведение человечества в течение хотя бы тех 50 веков, которые хоть как-то задокументированы, то нейросети и ДНК несмотря на все их великолепие как-то перестают впечатлять, никакого доверия к человеку почему-то не возникает и становится страшно, что он может быть предоставлен сам себе, делать что вздумается, никакой управы на него нет и некому его остановить, если что. Очень нужен Бог. Нужно только поверить в него - и он покажет себя в той степени, в какой ваша жизнь находится в согласии с ним. И будет, на что опереться. Яркий пример того, сколь далеко может продвинуться в этом направлении человек, демонстрирует Альберт Эйнштейн мечтавший о единой теории поля, о формуле, которая объединит все силы природы: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Меня не интересует то или иное явление, спектр того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, всё остальное — детали».