Найти в Дзене
Наше доброе кино

Тюрьма была настоящей: Как Олег Басилашвили жил в колонии и за что его зауважали реальные заключенные. Как снимали «Вокзал для двоих»

В советском кино есть фильмы, которые мы знаем наизусть. Мы можем цитировать его с закрытыми глазами: «Сама, сама, сама!», «Люди добрые, это мой графин!», «Кому дыньку? Чаевые не берем!».
Фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) — это уникальный гибрид. Начинается как фарс про плохой сервис и скандальных пассажиров, продолжается как лирическая мелодрама, а заканчивается как суровая тюремная драма с забегом по снегу на выживание.

Но за кадром этой «смешной грустной сказки» скрывались настоящие трагедии, обиды, экстремальный холод и реальная тюремная зона. Почему сюжет фильма основан на уголовном деле известного композитора? Как Людмила Гурченко помирилась с Рязановым после 25 лет молчания? И почему Олег Басилашвили отказывался целоваться в кадре?
Присаживайтесь поудобнее, поезд отправляется. Следующая станция — «Закулисье».

-2

Факт №1: В основе сюжета — две реальные и очень разные истории

Сценарий фильма (написанный Рязановым и его постоянным соавтором Эмилем Брагинским) не выдумка. Он сшит из двух реальных жизненных эпизодов.

История первая: Трагедия композитора.
Помните завязку? Пианист Платон Рябинин берет на себя вину жены, которая сбила человека на машине, и садится в тюрьму вместо нее. В жизни все было куда драматичнее.
Прототипом этой истории стал знаменитый композитор
Микаэл Таривердиев (автор музыки к «Семнадцати мгновениям весны» и «Иронии судьбы»).

-3

Таривердиев был влюблен в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине, за рулем была Людмила. В темноте она сбила пешехода (к сожалению, насмерть). Таривердиев, как настоящий джентльмен, пересел на водительское сиденье и заявил ГАИ, что за рулем был он.
Его осудили на два года. К счастью, он попал под амнистию, но эта история стоила ему многих седых волос и, по слухам, разбитого сердца, так как отношения с актрисой после суда разладились. Рязанов знал эту историю и решил сделать ее стержнем фильма, заменив смерть на травмы, а любовницу — на жену.

История вторая: Опоздание в лагерь.
Финал фильма, где герои бегут по заснеженному полю, чтобы успеть на утреннюю проверку в колонию, взят из биографии поэта
Ярослава Смелякова.

-4

В 1953 году он отбывал срок в лагере. После смерти Сталина режим чуть смягчился, и заключенных иногда отпускали на «побывку» к близким, жившим неподалеку на поселении. Смеляков пошел в гости, они с друзьями засиделись, выпили... и проспали.
Чтобы не считаться беглецом (а за побег могли добавить срок или даже расстрелять), ему нужно было успеть к утреннему разводу. Друзья тащили его на себе по сугробам несколько километров. Он успел.

Факт №2: Великое примирение Гурченко и Рязанова

Мало кто знает, но до этого фильма Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко находились в состоянии «холодной войны».
Все началось еще в 1956 году после «Карнавальной ночи». Леночка Крылова сделала Гурченко звездой, а Рязанова — топ-режиссером. Но потом их пути разошлись.
Гурченко очень хотела сыграть Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», но Рязанов ее забраковал, сказав, что она «кривляется». Потом она пробовалась на роль в «Иронии судьбы» (вместо Барбары Брыльской), и снова отказ. Актриса была смертельно обижена.

Спустя 25 лет Рязанов искал актрису на роль официантки Веры. Ему нужна была женщина, в которой сочеталась бы вульгарность привокзальной «хабалки» и тонкая, ранимая душа.
Он посмотрел десятки актрис, но все было «не то». И тут он решился позвонить Гурченко.
— Людмила Марковна, есть сценарий...
— Я приеду.

-5

На пробах она мгновенно выдала тот самый образ: «А что это вы на меня так смотрите, гражданин? В "Интурист" я не пойду, там валюту берут, а мне с вами сидеть...».
Рязанов был в восторге. На съемках он позволял ей всё. Гурченко сама придумывала костюмы для Веры, учила гримеров делать ту самую «нелепую» прическу и импровизировала с текстом. Это был их триумф.

Факт №3: Басилашвили — интеллигент, который не умел целоваться

Олег Басилашвили к тому моменту уже сыграл у Рязанова мерзавца Самохвалова в «Служебном романе» и жалкого Бузыкина в «Осеннем марафоне». Режиссер хотел вытащить из него новую грань — чистоту и благородство.

Но была проблема. Басилашвили в жизни — крайне застенчивый, интеллигентный ленинградец. Роль требовала страсти, а он впадал в ступор при слове «поцелуй».
Первый поцелуй героев в фильме: Басилашвили подходит к Гурченко и... стоит.
— Олег, целуй! — кричит Рязанов.
— Я не могу, здесь люди, камера... — краснеет Басилашвили.
Гурченко, видя мучения партнера, взяла инициативу в свои руки. Она перестроила сцену так, чтобы вести в ней, и практически «научила» его целоваться на камеру. Позже Олег Валерианович признавался, что Гурченко была его самым строгим, но и самым чутким партнером.

-6

Кстати: Писать расписку в милиции, играть на пианино и бегать по шпалам Басилашвили приходилось самому. Он даже месяц ходил в «дом колхозника» (общежитие), чтобы понять, как живут люди, застрявшие в чужом городе. Но жить там не смог — сбежал в гостиницу.

Факт №4: Вокзал, которого не существует

Где находится город Заступинск? Нигде.
«Вокзал для двоих» — это географический пазл.

  • Уличные сцены и платформы снимали на Рижском вокзале в Москве.
  • Интерьеры вокзала, где спят люди, — это Витебский вокзал в Ленинграде (Санкт-Петербург).
  • А ресторан, где Вера разносит «комплексные обеды», построили в павильонах «Мосфильма».
-7

Съемки на реальных вокзалах были адом. Пассажиры не понимали, что идет кино.
В сцене, где Гурченко идет по перрону с подносом, к ней реально приставали подвыпившие мужики, думая, что это местная буфетчица. А когда Басилашвили сидел с гармошкой, ему на полном серьезе кидали мелочь.

Еще смешнее вышло с милицией. Актерам выдали паспорта с вымышленными именами для сцены в отделении. И как-то раз Басилашвили забыл свой настоящий паспорт в гостинице. Его остановил патруль. Он показывает «киношный» паспорт на имя Платона Рябинина, но с фото Басилашвили. Милиционеры чуть с ума не сошли: «Товарищ Самохвалов, вы что, под прикрытием?».

Факт №5: Никита Михалков и его «дынька»

Роль проводника Андрея, любовника Веры, — это шедевр наглости. Никита Михалков сыграл типичного спекулянта эпохи застоя: обаятельного хама, который живет лучше всех.
Знаменитый диалог в вагоне («Сама, сама, сама!») — это чистая импровизация Михалкова. Он так вошел в роль наглого проводника, что придумал это на ходу. Рязанов хохотал до слез и оставил сцену без изменений.

-8

Факт №6: Реальная зона, реальные зэки

Вторая часть фильма происходит в колонии. Рязанов не хотел строить декорации. Он хотел правды.
Съемки проходили в настоящей
ИК-13 (исправительная колония усиленного режима) в поселке Икша под Москвой.

-9

Массовка в ватниках — это настоящие заключенные. Охрана — настоящие вертухаи.
Басилашвили пришлось фактически жить в зоне несколько дней. Ему выдали робу, определили место в бараке. Заключенные сначала относились к «артисту» с недоверием, но когда увидели, как он смиренно хлебает баланду и учится ходить строем, зауважали. Один из авторитетов даже подарил ему четки.

С Гурченко было сложнее. Появление женщины, да еще и суперзвезды, в мужской колонии — это ЧП.
Когда она шла через плац в шубке, наступала гробовая тишина. Сотни глаз смотрели на нее из-за решеток.

Один из заключенных крикнул: «Людк, а Людк!». Охрана напряглась. Но Гурченко улыбнулась и помахала рукой. Зона взорвалась аплодисментами.
Кстати, сцена свидания в комнатке общежития снималась там же. Холод был собачий, а играть нужно было страсть.

Факт №7: Ледяной ад финального забега

Финал фильма — это подвиг актеров.
Сцену, где Вера и Платон бегут по заснеженной дороге, чтобы успеть на поверку, снимали в Люберцах при температуре
минус 25 градусов.
Никаких дублеров. Гурченко и Басилашвили бежали сами.

  • Снег был глубоким, ледяная корка резала ноги.
  • Они падали по-настоящему. Знаменитый кадр, где Гурченко падает на колени и кричит, не был постановочным. Она действительно споткнулась, упала, разбила колени в кровь, но не вышла из образа.
  • Басилашвили тащил аккордеон. Это не бутафория, а настоящий тяжелый инструмент.
-10

Рязанов, укутанный в тулуп у камеры, плакал, глядя на них. Когда прозвучала команда «Стоп, снято!», актеров пришлось отпаивать водкой и растирать спиртом, потому что они были на грани обморожения.

Именно этот физический дискомфорт, эта реальная боль и одышка сделали финал таким пронзительным. Когда Гурченко тащит на себе Басилашвили, вы видите не игру, а реальную борьбу человека с холодом и усталостью.

Факт №8: Кто пел и кто играл?

Музыка в фильме — отдельный герой.
Платон Рябинин — пианист. Но Басилашвили на пианино играть не умел.
В сценах, где мы видим руки крупным планом, — это руки композитора фильма
Андрея Петрова. А вот знаменитую песню «Не бойтесь жизнь переменить» («Живем мы что-то без азарта...») исполняет сама Людмила Гурченко. Причем поет она вживую, прямо в кадре, под расстроенный инструмент, что добавляет сцене невероятной интимности.

-11

Стихи к этой песне написал... сам Эльдар Рязанов.
Режиссер часто писал стихи к своим фильмам (как и в «Служебном романе» — «У природы нет плохой погоды»), но стеснялся признаваться. Композитору Андрею Петрову он подсунул текст, сказав, что это стихи малоизвестного поэта Давида Самойлова. Когда песня стала хитом, Рязанов «раскрылся».

Почему «Вокзал для двоих» актуален и сегодня?

Этот фильм вышел в 1982 году, в самый конец эпохи Брежнева. В нем удивительно точно схвачен дух времени: дефицит, хамство сферы обслуживания, власть «блатных», страх перед системой.
Но главное в нем не это. Главное — мысль о том, что любовь может найти вас где угодно. Даже в грязном привокзальном ресторане между котлетой по-киевски и пьяной дракой.

Рязанов показал, что интеллигентный пианист может найти счастье с простой официанткой, если оба они — люди с большой буквы.

-12

А еще этот фильм учит нас главному: даже если вы опаздываете на самую важную проверку в своей жизни, даже если сил больше нет и вы падаете в снег — пока рядом есть кто-то, кто готов тащить ваш аккордеон, вы обязательно успеете.

А какая сцена из фильма ваша любимая? Дыня Михалкова или финальный забег? Пишите в комментариях!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.