Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

Летящий на крыльях ночи

Ночной городской пейзаж из самых увлекательных жанров в современной фотографии: феерия огней, богатая цветовая палитра и удивительные эффекты, порождаемые длинной выдержкой. Однако начинающему фотографу съемка в условиях недостаточной освещенности может показаться технически сложной, а иногда и просто невозможной задачей. Чтобы развеять сомнения и помочь организовать съемку с получением наибольшего количества эффектных кадров, предлагаем вашему вниманию несколько эффективных лайков в области ночной фотографии. Сперва подберем и настроим саму технику: 1. Первый и самый важный совет — обзаведитесь большим, тяжелым и очень жестким штативом. Лучшим выбором станет алюминиевый штатив весом больше 2,5 килограмм. Без него подавляющая часть спецэффектов ночной съемки будет просто недоступна. Как только камера встанет на надежную опору, можно будет забыть о коротких выдержках и эффективно использовать ночные огни города как настоящую палитру удивительных красок. Если в ваши планы не входила поку
https://images.squarespace-cdn.com
https://images.squarespace-cdn.com

Ночной городской пейзаж из самых увлекательных жанров в современной фотографии: феерия огней, богатая цветовая палитра и удивительные эффекты, порождаемые длинной выдержкой. Однако начинающему фотографу съемка в условиях недостаточной освещенности может показаться технически сложной, а иногда и просто невозможной задачей. Чтобы развеять сомнения и помочь организовать съемку с получением наибольшего количества эффектных кадров, предлагаем вашему вниманию несколько эффективных лайков в области ночной фотографии.

Сперва подберем и настроим саму технику:

1. Первый и самый важный совет — обзаведитесь большим, тяжелым и очень жестким штативом. Лучшим выбором станет алюминиевый штатив весом больше 2,5 килограмм. Без него подавляющая часть спецэффектов ночной съемки будет просто недоступна. Как только камера встанет на надежную опору, можно будет забыть о коротких выдержках и эффективно использовать ночные огни города как настоящую палитру удивительных красок. Если в ваши планы не входила покупка штатива, то ради одной съемки его можно одолжить у коллег или даже арендовать в рентных компаниях.

https://www.yarkiy.ru
https://www.yarkiy.ru

2. Для того, чтобы выдержки длиннее 5-10 секунд были доступны, необходимо поставить чувствительность вашей камеры на минимум. Чувствительность в пределах 50-100 ISO будет идеальным выбором для креативной съемки ночных огней. Но такой настройки будет недостаточно, света в кадре будет еще слишком много и, чтобы исправить ситуацию, можно прикрыть диафрагму объектива до значений f 8-16.

3. Светосила объектива при съемке со штатива не имеет никакого значения, а вот возможность использования зума в такой съемке чрезвычайно важна. По этой причине стоит оставить все свои светосильные фиксы дома и взять с собой один зум с максимально доступным диапазоном изменения фокуса. Хорошим выбором будет оптика с зумом 18-200 мм для кропа и 28-300 мм для полного кадра соответственно.

https://1.bp.blogspot.com
https://1.bp.blogspot.com

А теперь уже можно поговорить о самой технологии съемки ночного города:

1. Очень эффектно ночью могут выглядеть мосты, снятые с использованием зума на неподвижно закрепленной камере. Тут крайне важно правильно рассчитать выдержку относительно работы самого трансфокатора объектива. Один из проверенных рабочих вариантов это съемка при 100 ISO, диафрагме f 5.6-8 и выдержке длиной в 5-6 секунд. Камеру устанавливают на штатив, зум камеры устанавливают на минимальное фокусное расстояние (например, 18 мм для кропа) и выбирается ракурс съемки. После этого тщательно фиксируется положение штатива и штативной головки — важно, чтобы штатив не двигался и камера стояла жестко, так как фотограф во время съемки будет вращать кольцо трансфокатора зума. Можно начинать саму съемку, при этом после нажатия на спуск первые 2-3 секунды камера должна оставаться неподвижной, а на протяжении оставшихся 3 секунд фотограф должен начать плавно и максимально равномерно поворачивать кольцо зума в сторону увеличения фокусного расстояния. Диапазон изменения фокусного расстояния выбирается фотографом на свое усмотрение, но, как правило, использование более чем трехкратного зума редко приносит удачный результат.

© Автор снимка: Илья Лукьянов
© Автор снимка: Илья Лукьянов

2. Можно сделать красивый кадр без использования зума, только за счет перемещения самой камеры. Технология съемки похожа на предыдущую, однако в данном случае после неподвижных 2-3 секунд на штативе камеру отстегивают от штативной головки начинают хаотично перемещать в небольшом диапазоне от выбранного ракурса. Так получается калейдоскоп огней и смазанных полупрозрачных изображений поверх основного резко запечатленного.

© Автор снимка: Илья Лукьянов
© Автор снимка: Илья Лукьянов

3. Еще один вариант эффектной съемки со штатива - это съемка движущихся огней на неподвижную камеру при длительных выдержках. Самым интересным вариантом будет съемка движущихся автомобилей с мостов или эстакад. При этом лучше всего выбирать места крупных развязок, так зрелище будет максимально завораживающим. На кадре получится два потока огней: красный от стоп-сигналов и габаритов и белый от фар автомобилей. Тут важно подобрать правильную выдержку, чтобы максимально растянуть линии огней, как правило, выдержка около 10-15 секунд бывает оптимальной. Но все зависит от плотности потока и общей освещенности трассы.

https://habrastorage.org
https://habrastorage.org

4. Следующий способ съемки также требует использования хорошего штатива (желательно еще и с пультом дистанционного управления к камере) — съемка мультиэкспозицией с цветными и градиентными фильтрами. Строго говоря, это будет не совсем мультиэкспозиция, а скорее набор разных по плотности и по цвету, но одинаковых по сюжету кадров, которые позже придется сшивать в графическом редакторе. Техника очень удобная, поскольку позволяет полностью управлять кадром как с точки зрения цветовой температуры и выдержки, так и сюжетно, если в кадре присутствует движущийся объект. И если просто менять цветовую температуру, то можно и напрямую в редакторе все сделать, то применение эффектных (звездных, например) фильтров и градиентных (выравнивающих яркость изображения), а также реализацию различных экспозиций светящихся объектов позволяет только раздельная съемка одного и того же сюжета.

5. Использование окружающих источников искусственного света тоже дает очень хорошие результаты, особенно в жанровой и портретной ночной съемке. В качестве источников мягкого освещения хорошо подходят витрины и светящиеся рекламные стенды больших размеров, а большое количество огней ночного города на заднем фоне можно эффектно размывать за счет боке на фокусном расстояние 200-300 мм. И если портретируемого можно комфортно снимать на выдержке 1/30 или 1/60 секунды, то качество съемки на 200-300 мм фокусном расстоянии может обеспечить только надежный штатив.

6. Если же по каким-то причинам использование штатива невозможно или у вас не получилось его достать, то шанс на съемку ночного жанра в городской среде у вас все же остается. Только съемку придется проводить исключительно на широкоугольную короткофокусную оптику с фокусным расстоянием от 35 мм и короче. Чем более широкоугольный объектив будет у вас в руках, тем больше творческой свободы по выбору допустимых для съемки с рук выдержек вы получите. Например, для съемки резкого кадра с рук на объектив с фокусным расстоянием 18 мм прекрасно подходят выдержки в диапазоне от 1/4 до 1/5 секунды, при этом даже движущиеся с небольшой скоростью объекты в кадре будут получаться вполне резкими. А уж сколько возможностей открывается для любителей съемки с проводкой, что, кстати, очень затруднительно реализовать во время дневной съемки на улице.

А какие приемы вы используете при съемке ночного города?

И как часто по дороге домой вы берете с собой камеру для съемки ночных сюжетов?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.