Александр Кайдановский остаётся одной из самых загадочных и неразгаданных фигур отечественного кинематографа. Актер, которого критики называли «самым загадочным столетия». Режиссер-философ, не вписавшийся в эпоху. Человек с «трудным» характером и судьбой, в которой миф уже неотделим от факта.
З декабря — день памяти уникального актера Александра Кайдановского. Прошло 30 лет со дня его ухода, а его роли, талант и яркая личность не забываются.
Путь в никуда, который привел к славе
Его жизнь началась с травмы покинутости. Развод родителей, жизнь у бабушки, интернат, побег к тете и неудачная попытка стать сварщиком в Днепропетровске — биография будущей иконы арт-хауса напоминала сценарий социальной драмы. Спасением стало Ростовское театральное училище, а затем — Москва. Неприкаянность преследовала его и здесь: Школа-студия МХАТ, откуда он ушёл через несколько месяцев, Щукинское училище, театр Вахтангова, который покинул из-за «отсутствия главных ролей» и конфликтов, МХАТ, Театр на Бронной... Сцена не принимала его независимости. Кино поначалу предлагало лишь эпизоды.
Перелом наступил в 1973 году, когда кавалерист полка при «Мосфильме» Кайдановский получил роль в дебютном истерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Его Шилов — холодный, ироничный, обреченный — стал квинтэссенцией его амплуа. Слава пришла мгновенно. Последовали главные роли в популярных приключенческих фильмах («Пропавшая экспедиция», «Золотая речка»), но они были лишь фоном для главного события.
Встреча, которая определила всё
Я никем не могу быть после Сталкера: это всё равно что, сыграв Христа, взяться за роль главного бухгалтера.
Этим событием стал «Сталкер» (1979). Андрей Тарковский, увидевший Кайдановского на съемках «Экспедиции», выбрал его на главную роль. Проводник в Зону, с его тихим, надтреснутым голосом, уставшим взглядом и невероятной внутренней сосредоточенностью, навсегда изменил восприятие актера. Кайдановский не играл Сталкера — он им был: потерянным, мудрым, не от мира сего. После премьеры на Каннском фестивале он проснулся мировой знаменитостью. «Самым загадочным актером столетия» назвала его критика.
Работа с Тарковским пробудила в нем режиссера. Он поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую учителя, а после его отъезда доучивался у Сергея Соловьева. Его дипломная работа «Простая смерть…» (1985) по Толстому и последовавшие за ней «Гость» и «Жена керосинщика» утвердили его как одного из самых интеллектуальных и сложных режиссеров своего поколения. Его кино было философским высказыванием, бескомпромиссным и не рассчитанным на массового зрителя.
Жизнь как противостояние
Его личность была такой же сложной, как его роли. Коллеги говорили о «талантливом психопате», человеке высочайшей эрудиции, который мог быть резок, груб и безрассудно бесстрашен. История с ножами в Марьиной Роще, рассказанная Леонидом Филатовым, — тому подтверждение. Его конфликт с Никитой Михалковом на почве творческих разногласий растянулся на десятилетия.
Бурная личная жизнь — четыре брака, четверо детей — была полна страстей и драм. Последний, с актрисой Инной Пиварс, продлился всего три недели, успев стать законным перед самой смертью. Он жил в большой комнате в коммуналке на Поварской, гордясь лепниной и книгами, но без телефона — соседи боялись прослушки.
Уходил он так же необычно, как жил. Существует мистический «рок семьи Кайдановских»: отец умер 1 декабря в 49 лет, мать — 2 декабря, он сам — 3 декабря 1995 года, тоже в 49, от третьего инфаркта. Раздел его скромного наследства — книг, картин, той самой комнаты — вылился в многолетний судебный спор, завершившийся лишь в 2010-х.
Незавершенное наследие
Сегодня Кайдановский — фигура культовая. Его немногочисленные роли (после «Сталкера» он снимался мало и избирательно) стали эталонами интеллектуальной игры. Его режиссерские работы — предмет изучения для киноведов. Его личность — материал для мифов.
Он не успел многого: не снял задуманное «Восхождение к Экхарду», не выпустил свой вгиковский курс, не написал книгу. Но он успел главное — создать на экране абсолютно уникальный тип героя: отчужденного, мыслящего, трагического.
Тень Сталкера, которую он отбросил, оказалась длиннее и значимее многих громких карьер. 30 лет спустя его загадка по-прежнему волнует, а его тихий, уверенный голос в черно-белой Зоне звучит как ключ к пониманию целой эпохи — и человеческой природы вообще.
_______________________________________________________________
Я буду рада, если вы, поделитесь своим мнением. Понятно, что оно у нас у каждого свое. В этом вся и прелесть) Только, пожалуйста, не переходите на личности.
Добавьте канал Ирина Ярославцева и "RL Разные Люди" в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.