Найти в Дзене
Мажаев Мемориз

Обзор: «Музыка перемен 1985 («Ария», аэробика, «Гостья из будущего», Пугачева в Стокгольме и др.)»

2025, «Спасибо, послушаю». В «Музыке перемен» будет семь выпусков – по числу перестроечных лет с 1985 по 1991-й. По мнению ведущего цикла Андрея Васильева, за это время в отечественной музыке случилось больше событий, чем за предыдущие тридцать лет. И да, Васильев не скрывает, что делал что-то вроде «Музыкального Намедни» - по крайней мере, вдохновлялся документальной сагой Леонида Парфёнова. Мне всегда любопытны исторические музыкальные обзоры от людей, по возрасту не заставших описываемые ими события. У них то «мальчики Бананы» в «АССЕ» появляются, то рассуждения о «миллионных тиражах» магнитоальбомов. Но Васильев, поднаторевший в «Спасибо, послушаю» на рассказах о советском металле, панке или синти-попе, хорошо работает с источниками, верно выбирает события года по важности, практически не допускает ляпов, а также не забывает о развлекательной составляющей. За 30 минут (хронометраж выпуска) всего не расскажешь, зато зритель останется чуть голодным. Музыкальные события года органичн

2025, «Спасибо, послушаю».

В «Музыке перемен» будет семь выпусков – по числу перестроечных лет с 1985 по 1991-й. По мнению ведущего цикла Андрея Васильева, за это время в отечественной музыке случилось больше событий, чем за предыдущие тридцать лет. И да, Васильев не скрывает, что делал что-то вроде «Музыкального Намедни» - по крайней мере, вдохновлялся документальной сагой Леонида Парфёнова.

Мне всегда любопытны исторические музыкальные обзоры от людей, по возрасту не заставших описываемые ими события. У них то «мальчики Бананы» в «АССЕ» появляются, то рассуждения о «миллионных тиражах» магнитоальбомов. Но Васильев, поднаторевший в «Спасибо, послушаю» на рассказах о советском металле, панке или синти-попе, хорошо работает с источниками, верно выбирает события года по важности, практически не допускает ляпов, а также не забывает о развлекательной составляющей. За 30 минут (хронометраж выпуска) всего не расскажешь, зато зритель останется чуть голодным.

Музыкальные события года органично вписаны в контекст эпохи: так, 1985-й начинается с весеннего сообщения о новом генсеке Горбачёве. Далеко не сразу он произнёс слово «перестройка», но лёгкие ветерки перемен стали ощущаться во многих сферах жизни. Так, в «Песне-85», где по традиции преобладала официозная советская эстрада, приз зрительских симпатий получил обаятельный юноша Игорь Скляр с привязчивой песней про Комарово, написанной молодым композитором Игорем Николаевым.

Благодаря увлечению аэробикой (по-советски, ритмической гимнастикой) вышло в свет несколько электронных сборников, а благодаря музыкантам ВИА, искавшим новые формы, появились русскоязычные синти-поп («Форум») и хэви-метал («Ария»). Андрей Васильев называет первый альбом «Арии» «Мания величия» галлюциногенной смесью Iron Maiden с «Песнярами» - ну что же, он художник, он так видит.

Алла Пугачёва в 1984-м занимает второе место в финском хит-параде, после чего едет в Стокгольм и записывает англоязычный альбом со шведскими музыкантами. В Скандинавии он особого успеха не имел, зато переизданный спустя год «Мелодией» входит в десятку самых продаваемых лонгплеев всех времён в СССР. Тем временем в столице открывается Московская рок-лаборатория, где под надзором старших товарищей начинают творить такие разношёрстные группы, как «Звуки Му», «Бригада С», «Браво», «Крематорий» и «ныне забытый», по версии Васильева, «Центр». Творят они, по меркам начала 80-х, полную дичь, зато страшное название «Крематорий» кураторы сокращают до «Крема».

Во Владивостоке в 1985 году группа «Муми-Тролль» выпускает дебютный магнитоальбом «Новая луна апреля», многие песни из которого вся страна услышит лишь через десять с лишним лет. Очевидец событий ни за что бы не включил в «Музыку перемен» этот факт, ибо он прошёл незамеченным для всех, кроме нескольких меломанов Приморья, и никак не повлиял на умы и состояние культуры. Впрочем, важную роль в музыкальной истории «Мумий Тролль» (уже под этим названием) сыграет только в 1997-м, так что в «Музыку перемен» Лагутенко никак иначе попасть не мог. Простим автору этот маленький фокус.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа, 3 декабря 2025