Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Чужой против Хищника (2004, США, фантастика / боевик): Каждый за себя, а Хищник против всех

Как-то раз, холодным зимним днем, захотелось посмотреть что-нибудь по Лавкрафту. Но все хорошее по Лавкрафту, из того, что было снято, я уже видел, а экранизация "Хребтов безумия" по-прежнему находится на стадии проекта из серии "после дождичка в четверг". Тут я вспомнил, что один товарищ как-то сказал мне, что идеальным режиссером для этого проекта был бы Пол Андерсон. Я тогда презрительно фыркнул. А потом все-таки решил посмотреть "Чужого против Хищника". Конечно, из Пола Андерсона экранизатор Лавкрафта – как из Уэса Андерсона экранизатор "Гильгамеша". Пол Андерсон не чувствует природы зла, не обращает внимания на саспенс (а точнее, просто не умеет его нагнетать). Для Андерсона экшн важнее хоррора, а голливудский глянец предпочтительнее сюрреалистического макабра. Впрочем, сюжет, в котором "чужие" встречаются с "хищниками" в Антарктиде, выстроен довольно интересно. Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004) Экспедиция землян людей прибывает на этот некогда зеленый, а ныне обледен

Как-то раз, холодным зимним днем, захотелось посмотреть что-нибудь по Лавкрафту. Но все хорошее по Лавкрафту, из того, что было снято, я уже видел, а экранизация "Хребтов безумия" по-прежнему находится на стадии проекта из серии "после дождичка в четверг". Тут я вспомнил, что один товарищ как-то сказал мне, что идеальным режиссером для этого проекта был бы Пол Андерсон. Я тогда презрительно фыркнул. А потом все-таки решил посмотреть "Чужого против Хищника".

Конечно, из Пола Андерсона экранизатор Лавкрафта – как из Уэса Андерсона экранизатор "Гильгамеша". Пол Андерсон не чувствует природы зла, не обращает внимания на саспенс (а точнее, просто не умеет его нагнетать). Для Андерсона экшн важнее хоррора, а голливудский глянец предпочтительнее сюрреалистического макабра.

Впрочем, сюжет, в котором "чужие" встречаются с "хищниками" в Антарктиде, выстроен довольно интересно.

Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)
Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)

Экспедиция землян людей прибывает на этот некогда зеленый, а ныне обледенелый континент, чтобы раскопать таинственную пирамиду, находящуюся прямо под заброшенной китобойной станцией (ее покинули в 1908 году, когда как раз жил Лавкрафт).

В фильме Андерсона, как и в произведениях Лавкрафта, как и в "Прометее" Скотта (читайте о фильме - ЗДЕСЬ) отвергается антропоцентрическое мировоззрение. Может быть, хищники и не создали людей, но научили их поклоняться себе и совершать самопожертвования ради военных игрищ хищников.

Оказывается, в пирамидах, разбросанных по всему свету, происходит инициация детей "хищников" – этой могущественной расы охотников. Специально для этой цели существуют чужие. Победил чужого – стал мужчиной. Ну, а чужим, конечно же, надо как-то размножаться. И лучше всего для этих целей годятся люди.

Да, ничего не скажешь, хищники простых путей не ищут…

Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)
Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)

Навороченный сюжет хоть и любопытен, но довольно-таки нелеп. Как-то слишком хитро всё. Эти извращения, связанные с такой простой вещью как инициация воина (для которой требуется долго и муторно воспитывать и обучать людей ремеслам, а также многоходово выращивать "чужих"), не могут быть свойственны простой и бесхитростной расе бойцов.

К тому же в фильме не объясняется, почему вдруг хищники перестали прилетать на землю, и почему в египетских пирамидах Чужие не бросаются на русских туристов, чтобы отложить внутри их толстых тел свои зубастые эмбрионы.

А вот и капитальное отличие "Чужого против Хищника", а заодно уж и "Прометея" от прозы Лавкрафта. Авторы этих двух фильмов хоть и отказываются от христианского антропоцентрического мировоззрения, меняя его на более современное – "космический" нью эйдж, однако же продолжают уверенно следовать жизнеутверждающей традиции американского кино и американского же духа: человек, от кого бы он ни произошел, – хоть от обезьяны, хоть от жокея, – все равно даст всем люлей.

Оценка: 6,0 из 10.

Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)
Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)

Режиссер: Пол У.С. Андерсон
Сценарий: Дэн О’Бэннон, Рональд Шусетт, Пол У. С. Андерсон,
Оператор: Дэвид Джонсон,
Композитор: Харальд Клозер.

В ролях: Санаа Лэтэн, Ланс Хенриксен, Рауль Бова, Юэн Бремнер, Колин Сэлмон, Томми Флэнаган.

Награды:
BMI Film & TV Awards — лучшая музыка..

Интересные факты о фильме:

  • Cюжет был разработан еще в 1991 году после выхода на экраны "Хищника 2".
  • Пол Андерсон отказался от режиссирования проектов "Смертельная битва 3" и "Обитель зла 2" в пользу этого фильма, впрочем, кресло продюсера вышеназванных фильмов не покинул.
  • Изначально кресло режиссера было предложено Гильермо дель Торо, но он отказался в пользу "Хеллбоя" (2004).

Читайте также на моем канале:

Хищник (1987, США, фантастика / боевик): Особенности инопланетной охоты
Владимир Гордеев24 февраля 2023
Хищники (2010, США, фантастика / боевик): 23 патрона спустя
Владимир Гордеев16 июля 2023
Добыча (2022, США, фантастика / боевик): Хищник против североамериканских индейцев
Владимир Гордеев11 августа 2022
Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)
Кадр из фильма "Чужой против Хищника" (2004)