Найти в Дзене

Почему ГАЗ‑24 с треском провалился в Европе: «Советский Мерседес» по цене малолитражки

В начале 70-х годов ГАЗ-24 «Волга» был для советского гражданина недостижимой мечтой, символом высшего статуса. Но я решил взглянуть на легенду трезво и ответить на вопрос: почему эта машина, которой пророчили славу «русского Мерседеса», так и не стала хитом на Западе, несмотря на все попытки СССР заработать валюту? Что на самом деле предлагала «Волга» в 1970-м? Давайте отбросим ностальгию и посмотрим на факты. Когда в 1968 году ГАЗ-24 пошел в серию (массово – с 1970), он действительно выглядел современно. Элегантный силуэт, заниженная крыша, модные плоскости. На бумаге характеристики выглядели солидно: Габариты: почти 4,8 метра в длину – полноценный европейский E-класс. Двигатель: 2,4-литровый мотор мощностью 95 л.с. (для экспорта указывали цифры по стандарту SAE, которые были чуть выше). Коробка: полностью синхронизированная 4-ступенчатая «механика» – шаг вперед после ГАЗ-21. С кем ГАЗ-24 пришлось воевать? (И это не FIAT 130) Чтобы понять причину провала, нужно правильно подобрать
Оглавление

В начале 70-х годов ГАЗ-24 «Волга» был для советского гражданина недостижимой мечтой, символом высшего статуса. Но я решил взглянуть на легенду трезво и ответить на вопрос: почему эта машина, которой пророчили славу «русского Мерседеса», так и не стала хитом на Западе, несмотря на все попытки СССР заработать валюту?

Что на самом деле предлагала «Волга» в 1970-м?

Давайте отбросим ностальгию и посмотрим на факты. Когда в 1968 году ГАЗ-24 пошел в серию (массово – с 1970), он действительно выглядел современно. Элегантный силуэт, заниженная крыша, модные плоскости.

На бумаге характеристики выглядели солидно:

  • Габариты: почти 4,8 метра в длину – полноценный европейский E-класс.
  • Двигатель: 2,4-литровый мотор мощностью 95 л.с. (для экспорта указывали цифры по стандарту SAE, которые были чуть выше).
  • Коробка: полностью синхронизированная 4-ступенчатая «механика» – шаг вперед после ГАЗ-21.
-2

С кем ГАЗ-24 пришлось воевать? (И это не FIAT 130)

Чтобы понять причину провала, нужно правильно подобрать соперников «Волгу» на Западе пытались продавать в нише «много автомобиля за небольшие деньги». Её реальными конкурентами были рабочие лошадки:

1. Peugeot 504 (Франция). Главный соперник. При схожих размерах он предлагал эталонную управляемость, независимую заднюю подвеску и широкую гамму моторов, включая экономичные дизели.

-3

2. Opel Rekord D (Германия). Простой, надежный, с огромным выбором комплектаций – от «пустых» до люксовых.

-4

3. Mercedes-Benz W114/W115. Это был тот идеал, к которому «Волга» стремилась стилистически, но стоил немец кратно дороже и был недосягаем по качеству сборки.

-5

4 причины, почему европейцы не оценили ГАЗ-24

Проанализировав тест-драйвы 70-х годов в западной прессе, я выделил главные факторы, которые отправили «Волгу» в аутсайдеры, даже несмотря на низкую демпинговую цену.

1. Архаичная ходовая часть

ГАЗ-24 был построен по канонам 50-х: шкворневая передняя подвеска (которую нужно было регулярно шприцевать, что для европейца 70-х уже было дикостью) и рессоры сзади.
Пока
Peugeot 504 и Mercedes «глотали» неровности и отлично держали дорогу благодаря независимым подвескам, «Волга» «козлила» на кочках и пугающе кренилась в поворотах. Это была машина не для автобанов, а для плохих дорог, которых в Европе становилось всё меньше.

-6

2. Тормоза из прошлого века

В конце 60-х стандартом для машин такого класса (и веса почти в полторы тонны!) стали дисковые тормоза, хотя бы спереди. Американский AMC Hornet и европейские аналоги уже перешли на диски.
ГАЗ-24 вышла на рынок с
барабанными тормозами по кругу. Даже с гидровакуумным усилителем они перегревались при активной езде и требовали частой регулировки. Для западного потребителя это был вопрос безопасности, на котором они не хотели экономить.

3. Непомерный аппетит и Нефтяной кризис

Это фактор, о котором часто забывают. В 1973 году ударил нефтяной кризис. Цены на бензин взлетели.
«Волга» с её прожорливым карбюраторным мотором (расход в городе легко уходил за 13-15 литров) стала экономически бессмысленной.

  • Интересный факт: Бельгийский импортер Scaldia-Volga пытался спасти ситуацию, самостоятельно устанавливая на ГАЗ-24 дизельные моторы Peugeot-Indenor. Эти версии покупали таксисты, но они были медленными и шумными, что не добавляло престижа бренду.

4. Качество сборки и эргономика

Западные журналисты отмечали тяжелый руль без гидроусилителя (на парковке приходилось потеть в буквальном смысле) и огрехи сборки. Зазоры кузовных панелей, качество пластика и подгонка деталей у экспортных «Волг» уступали даже бюджетным «Опелям» и «Фордам».

-7

Вердикт

ГАЗ-24 не «провалился» в полном смысле слова – у него была своя ниша. Его покупали в Финляндии, Норвегии и странах Бенилюкса как дешевый, неубиваемый танк или такси.

Но стать полноценным игроком на рынке ГАЗ-24 помешал технологический разрыв. К моменту выхода машины в серию её «начинка» (шкворни, барабанные тормоза, прожорливый мотор) уже устарела на 10 лет. Западный потребитель готов был платить за комфорт, динамику и безопасность – именно то, чего советская легенда тогда дать не могла.