Найти в Дзене

«Проводник между человеческой креативностью и машинной мощью»: преподаватель ОмГУ о тенденциях в обучении компьютерной графике

Игры, реклама, интерфейс приложений и даже навигация по городу – компьютерная графика уже давно стала языком современного визуального мира. В честь Всемирного дня 3D-графики старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и сетей ОмГУ Наталья Бабкина рассказывает, почему будущим специалистам сферы уже недостаточно просто уметь рисовать или моделировать и как система образования перестраивается под новую реальность. Эволюция компьютерной графики всегда была зависима от технологий: от алгоритмов Брезенхема до трассировки лучей в реальном времени. Сегодня новая движущая сила – искусственный интеллект, который меняет не только алгоритм (пайплайн) производства, но и саму суть того, чему и как учить будущих специалистов, чья работа связана с визуализацией контента. Из дисциплины, в основном отвечавшей на вопрос «Как визуализировать?», компьютерная графика превращается в дисциплину, отвечающую на вопросы «Как сгенерировать?», «Как спрогнозировать?» и «Как оптимизировать?». Компьютерная

Игры, реклама, интерфейс приложений и даже навигация по городу – компьютерная графика уже давно стала языком современного визуального мира. В честь Всемирного дня 3D-графики старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и сетей ОмГУ Наталья Бабкина рассказывает, почему будущим специалистам сферы уже недостаточно просто уметь рисовать или моделировать и как система образования перестраивается под новую реальность.

Эволюция компьютерной графики всегда была зависима от технологий: от алгоритмов Брезенхема до трассировки лучей в реальном времени. Сегодня новая движущая сила – искусственный интеллект, который меняет не только алгоритм (пайплайн) производства, но и саму суть того, чему и как учить будущих специалистов, чья работа связана с визуализацией контента. Из дисциплины, в основном отвечавшей на вопрос «Как визуализировать?», компьютерная графика превращается в дисциплину, отвечающую на вопросы «Как сгенерировать?», «Как спрогнозировать?» и «Как оптимизировать?».

Компьютерная графика в образовании

В системе среднего профессионального образования подготовка графических специалистов всегда была тесно связана с прикладными навыками. Сегодня этот подход усиливается за счёт интеграции с ИИ. Студенты колледжей учатся не только рисовать с нуля, но и грамотно формулировать текстовые запросы для генерации изображений в ИИ. Акцент смещается с рутинного выполнения – подобрать шрифт, сделать паттерн – на креативное руководство и контроль качества за ИИ.

В высшей школе, где готовят разработчиков, исследователей и архитекторов визуальных решений, фокус смещается на то, как ИИ создаёт или трансформирует сами базовые методы компьютерной графики. Например, линейная алгебра, теория вероятностей и методы оптимизации теперь критически важны для понимания работы нейросетей в графике, а не только для традиционного рендеринга.

ИИ становится новым фундаментальным методом в компьютерной графике. Отмечу основные тренды изучения компьютерной графики в высшем образовании:

● Нейросетевой рендеринг. Студенты изучают такие концепции, которые создают 3D-сцену из набора 2D-фотографий, или генеративные модели для создания полностью синтетических, но фотореалистичных миров. Это требует знаний не только в графике, но и в машинном обучении.

● Процедурное поколение следующего уровня. ИИ-модели заменяют классические нойз-функции: позволяют из простой математической формулы создавать бесконечное разнообразие сложных, органичных и правдоподобных форм. Задача будущего техдиректора – проектировать и обучать такие системы под конкретные нужды проекта.

● Интеллектуальная анимация и симуляция. ИИ используется для создания более правдоподобной анимации лиц, движений толпы (NPC в играх) и даже для предсказания поведения сложных физических систем (дым, ткань). Это стирает грань между анимацией, захватом движения и симуляцией.

● Data-Driven графика. Производится анализ больших данных для создания графики. Например, на основе реальных карт городов или архитектурных стилей нужно обучить нейросеть генерировать правдоподобную застройку в открытом мире игры.

Общие тренды для всех уровней образования

● Смешение компетенций. Графический дизайнер разных видов и направлений теперь часто нуждается в базовом понимании data science (больших данных) для работы с нейросетями, UX-логики и даже основ программирования.

● Дематериализация. Доступ к мощным инструментам творчества перестал быть привилегией. На первый план выходит не владение «кнопками», а сила идеи, насмотренность и художественный вкус.

● Парадокс «быстро, но глубоко». ИИ позволяет мгновенно прототипировать идеи, что освобождает время для более глубокой стадии исследования, концептуализации и критической оценки.

Выводы

Сфера графического дизайна и компьютерной графики переживает одну из самых значительных трансформаций за последние десятилетия. Внедрение искусственного интеллекта меняет не только индустрию, но и сам подход к обучению будущих специалистов в колледжах и вузах. Это больше не вопрос просто освоения Adobe Photoshop или 3ds Max – это вопрос формирования новой цифровой грамотности.

Направление графики в профессиональном образовании движется от модели «мастер-инструмент» к модели «стратег-интеллектуальная среда». Будущий специалист – это проводник между человеческой креативностью и машинной мощью. Задача программ в образовании – научить его не бояться этой мощи, а грамотно ею управлять, оставаясь автором, куратором и главным критиком в создаваемом визуальном мире.