Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Татьяна Снежина: "Если я умру раньше времени..."

Не каждому поэту удаётся к 23 годам создать более двух сотен произведений. Но Татьяне Снежиной — удалось. Её архив был не собранием ученических опытов, а законченным, зрелым миром, населённым мелодиями и стихами, словно она торопилась выплеснуть на бумагу всю свою недолгую жизнь. Слава пришла к ней посмертно, с песней в исполнении Пугачёвой. Песня «Позови меня с собой» стала настоящим гимном о любви и уходе, и лишь потом публика с изумлением узнала, что её автор — не маститый поэт, а хрупкая девушка из Новосибирска, трагически погибшая за два года до этого триумфа. В одно мгновение её имя, при жизни известное лишь узкому кругу, стало известно всей стране. Татьяна Снежина Татьяна Печёнкин (так звучит настоящая фамилия поэтессы) появилась на свет на востоке Украины, в семье военного и технолога. Её детство стало чередой переездов, превративших карту СССР в страницу личного дневника: вулканическая мощь Камчатки сменялась столичной суетой Москвы, а за ней — новые неизведанные места. Из э

Не каждому поэту удаётся к 23 годам создать более двух сотен произведений. Но Татьяне Снежиной — удалось. Её архив был не собранием ученических опытов, а законченным, зрелым миром, населённым мелодиями и стихами, словно она торопилась выплеснуть на бумагу всю свою недолгую жизнь.

Слава пришла к ней посмертно, с песней в исполнении Пугачёвой. Песня «Позови меня с собой» стала настоящим гимном о любви и уходе, и лишь потом публика с изумлением узнала, что её автор — не маститый поэт, а хрупкая девушка из Новосибирска, трагически погибшая за два года до этого триумфа. В одно мгновение её имя, при жизни известное лишь узкому кругу, стало известно всей стране.

Татьяна Снежина
Татьяна Снежина

Татьяна Печёнкин (так звучит настоящая фамилия поэтессы) появилась на свет на востоке Украины, в семье военного и технолога. Её детство стало чередой переездов, превративших карту СССР в страницу личного дневника: вулканическая мощь Камчатки сменялась столичной суетой Москвы, а за ней — новые неизведанные места. Из этой географической неустойчивости и родился её главный талант — гипертрофированная чуткость к миру. Она научилась не просто наблюдать, а впитывать, как губка: оттенки заката над океаном, ритм большого города, мимолётные образы случайных попутчиков. Природные явления и новые лица были не просто фоном, а главными источниками её вдохновения.

Её сцена начиналась не в концертных залах, а в гостиной очередной временной квартиры. Уже в три года она выходила «на подмостки» перед самым важным зрителем — своей мамой.

-3

Её склонность к творчеству первым разглядел старший брат Вадим. Он стал её личным проводником в мир поэзии, знакомя с интеллектуальной страстью Цветаевой, лирической глубиной Гейне и образной сложностью Пастернака. Однако, впитав эту школу, Татьяна сделала неожиданный выбор. Она мечтала не о славе поэта, а о профессии врача, видя своё призвание в конкретной помощи и научной ясности медицины.

Поступив в медицинский институт, она вступила в период двойной жизни. Днём — учебники по анатомии и химии, ночью — строки и аккорды. Студенческое общежитие стало её первым настоящим залом: мини-концерты для сокурсников под гитару превращали казённые комнаты в атмосферные литературно-музыкальные салоны.

Во время одного такого выступления чья-то рука нажала «запись» на бытовом магнитофоне. Эта любительская кассета стала началом нового пути. Копии плёнки с хрупким голосом и пронзительными текстами начали расходиться по институтам, квартирам, городам. Так, минуя все официальные каналы, через шорох магнитной ленты к Татьяне пришла её первая известность.

-4

Убийство Игоря Талькова в 1991 году стало для Татьяны Снежиной не просто трагической новостью — оно стало личным метафизическим ударом. Как глубокая поклонница его творчества, она восприняла его гибель как личную трагедию.

«Смерть великого человека и поэта — смерть Игоря Талькова и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано — Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать», — делилась эмоциями Татьяна.

Её собственная внезапная гибель в автокатастрофе в 1995 году не просто шокировала близких. Она буквально вписала её имя в тот самый траурный список рано ушедших талантов, который она сама же мысленно составила.

-5

Первый, ещё не всеобщий, но уже осязаемый успех настиг Татьяну в 1993 году. Встреча с музыкантами студии «КиС-С» стала для неё переходом из мира домашних записей в пространство профессионального звука. Совместно записанный альбом «Вспомни со мной» стал материализовавшейся тенью её мыслей — некоторые композиции зазвучали в эфире, доказав, что её внутренний монолог может стать диалогом с тысячами.

Сама она относилась к этому с лёгкой отстранённостью, утверждая, что просто делится страницами своего дневника, не ожидая оваций. Но именно музыка, ставшая делом жизни, подарила ей и её главное человеческое чувство. В 1995 году её творческий путь пересёкся с судьбой продюсера Сергея Бугаева.

Профессиональное понимание постепенно и неотвратимо переплавилось в глубокую личную привязанность, соединив два таланта не только в искусстве, но и в жизни. Это была короткая, но абсолютно цельная идиллия накануне неотвратимого рока.

-6

Свадьба была назначена на август. После сделанного весной предложения жизнь пары стала стремительным вихрем, в котором планы о будущем и новые песни переплетались в едином, счастливом ритме. Но их история любви, едва успев расцвести, была отмечена зловещей тенью.

Позже, после трагедии, многие из близкого круга вспоминали: в последние дни Татьяна словно существовала в состоянии тихой отрешённости, будто прислушиваясь к чему-то, недоступному для других. Роковым знанием веет от её последнего выступления 18 августа. На важном мероприятии, где ждали её хитов, она в последний момент сменила программу. Вместо запланированных композиций она вышла на сцену, чтобы пропеть два романса: «Звезда моя» и — словно прощальное заклинание — «Если я умру раньше времени».

«Если я умру раньше времени, пусть меня унесут белые лебеди. Далеко, далеко — в край неведомый, высоко, высоко — в небо светлое», — пела Татьяна.
-7

В тот же вечер после выступления, окрашенного прощальными романсами, Снежина вместе с Бугаевым не поехали домой. Они отправились в Горный Алтай. Время, проведенное с друзьями среди гор, стало последним островком безмятежности в короткой жизни Татьяны.

21 августа группа должна была вернуться в Москву, к свадебным хлопотам и новым записям. Но на 106-м километре Чуйского тракта, на одном из самых живописных и опасных участков дороги, история совершила свой роковой вираж. Автомобиль, в котором ехала компания друзей, столкнулся с грузовым МАЗом. Удар был сокрушительным и не оставил шансов.

-8

Ей было всего 23 года. Её первый официальный альбом «Вспомни со мной» вышел спустя 40 дней после гибели. Пластинка стала звуковым памятником, закрепившим её наследие в тот самый момент, когда физическое присутствие автора навсегда исчезло.

Первоначально она была похоронена в Новосибирске. Но всероссийская слава, обрушившаяся после исполнения её песен на большой сцене, потребовала иного статуса. Её прах был перезахоронен на престижном Троекуровском кладбище в Москве.

Трагическая гибель не остановила триумфальное шествие её творчества. Напротив, оно обрело новую, мифологическую силу. В 1997, 1998 и 1999 годах Татьяна Снежина посмертно становилась лауреатом «Песни года».

Апофеозом признания стал 1998 год. Песня «Позови меня с собой» принесла ей две статуэтки премии «Овация». В категории «Композитор года» произошёл беспрецедентный акт: народный артист России Игорь Крутой, также представленный в номинации, отказался от победы в пользу Снежиной.

-9

Её имя постепенно перешло из статуса личного в категорию нарицательного, институционального. В её честь назвалиь:

  • Музыкальную премию и литературную награду.
  • Вершину в горном массиве Джунгарского Алатау.
  • Телевизионный конкурс и улицу в Новосибирске, превратившие места её жизни в места её памяти.

После гибели было опубликовано около 20 сборников её стихов и прозы.

Также смотрите: