Маркетинг так же важен для бизнеса, как и производство товаров и услуг. Ведь после того, как вы что-то создали это нужно продать. Тут на сцену вступает профессия «маркетолог». Он разрабатывает стратегии продвижения и помогает бренду или компании стать популярной и узнаваемой среди клиентов.
Маркетолог: кто это
Он анализирует, каким образом люди совершают выбор товаров или услуг и на основе этих данных помогает компаниям делать свою продукцию или услуги более привлекательными для потребителей.
Профессия подразумевает, что в своей работе специалист разрабатывает стратегии, направленные на повышение узнаваемости и популярности бренда, управляет ценовой политикой и ассортиментом товаров, а также планирует и проводит рекламные кампании. Его основная обязанность — помощь компаниям в продвижении и росте на рынке.
Чем занимается маркетолог
Он работает в области слияния бизнеса и технологии, управляя и координируя все компоненты маркетинговой программы для достижения целей компании.
Обязанности маркетолога:
— Исследует рынок и анализирует конкурентов. Это нужно, чтобы понять, что хотят клиенты и одновременно выявить сильные и слабые стороны конкурентов для создания уникальной позиции бренда. Например, маркетолог компании-производителя одежды исследует рынок, чтобы выяснить, какие модели пользуются наибольшим спросом у потребителей, и проводит анализ конкурентов, после чего видит, что другая компания сосредоточилась на сезонности одежды и активно использует это в создании акций.
— Разрабатывает продукты и услуги. Например, в компании-разработчике программного обеспечения маркетолог помогает программистам создать приложение ежедневник. Посоветовавшись с командой и собрав обратную связь от клиентов с интервью, из сообщений, комментариев и популярных вопросов и запросов, специалист выяснил, что пользователи хотят, чтобы был виден не только список задач на день, но и вся неделя, где можно записать самые важные события на 7 дней.
— Анализирует данные. Профессионал собирает и анализирует данные, чтобы определить эффективна ли рекламная кампания и как на нее отреагировали клиенты. Например, в розничной компании маркетолог смотрит известные данные о целевой аудитории, чтобы понять привычки и предпочтения, и создает индивидуальные предложения для клиентов на основе их интересов.
Профессия потребует еще таких умений:
- создание лендингов и сайтов;
- поисковая (SEO) оптимизация сайтов для повышения в поисковых строках;
- контекстная и таргетированная реклама;
- публикации в СМИ, на радио и телевидении;
- создание баннеров;
Какие специализации есть в маркетинге
В целом маркетолог изучает потребности и желания потребителей и планирует маркетинговые кампании для привлечения новых клиентов, удержания существующих и увеличения продаж.
Но профессия делится на несколько специализаций.
- Интернет-маркетинг. Главная обязанность — продвижение товаров и услуг в интернете с помощью различных инструментов: контекстной рекламы, контент-маркетинг и социальные сети. Например, специалист может создавать рекламные кампании в Яндекс Метрике или рекламировать продукцию через Telegram для привлечения новых клиентов.
- Бренд-менеджмент. Обязанность — развивать и поддерживать бренд компании. Например, специалист может создавать новый имидж бренда через продвижение в социальных сетях или разрабатывать разные логотипы для разных аудиторий.
- Маркетинговые исследования. Обязанность — собирать и анализировать данные о потребительском поведении и маркетинговых трендах, чтобы определить стратегии и тактики маркетинга. Например, проводит опросы или фокус-группы для оценки знания и лояльности потребителей.
- Управление маркетинговыми коммуникациями. Обязанность — например, сотрудник может спланировать мероприятие, чтобы привлечь внимание клиентов и увеличить продажи. Это может быть конференция или бесплатный вебинар для клиентов. Пусть это будет бесплатный вебинар от Школы изучения английского о том, как сдать экзамен IELTS на высокий балл. На вебинаре дали пользу и инструменты клиентам, а в конце прорекламировали курсы подготовки к этому экзамену и сказали, что можно заниматься под чутким руководством преподавателя и сдать экзамен так, что вас примут на учебу лучшие вузы мира.
- Маркетинговая аналитика. Сотрудник использует данные для анализа эффективности маркетинговых кампаний и стратегий. Например,бренд одежды запустил масштабную акцию.
- Маркетинговая стратегия. Маркетолог определяет цели бизнеса, выбирает продукты и услуги, которые можно прорекламировать, ставит цены и вбирает каналы продаж. Например, магазин спортпита запускает новый протеин для спортсменов. Специалист придумывает стратегию продвижения этого продукта: договаривается с спортзалами о поставкам протеина в небольшие бары при залах, общается с блогерами для рекламы и т.д.
Варианты работы маркетолога
Профессия подразумевает несколько вариантов занятости: штат, агентство и аутсорс. В зависимости от того, как вам удобно выстраивать график и объемы работы, вы можете выбрать один из вариантов, а мы расскажем о каждом.
В штате
Маркетологи, которые работают в штате — полноценные члены команды компании, и работают в русле ее маркетинговой стратегии. Они отвечают за знание рынка, изучение целевой аудитории, разработку маркетинговых кампаний для продвижения продуктов и услуг компании.
В таком случае зарплата состоит из оклада и премий от выполненного KPI. Обычно, это качественный KPI. То есть, чем больше денег принесло продвижение, тем сильнее ценят специалиста, повышают ему зарплату, выдают премии.
KPI (ключевые показатели эффективности) — это метрики, по которым оценивают эффективность работы. Примеры метрик: количество лидов, продаж.
В агентстве
Маркетинговые агентства предоставляют услуги по разработке маркетинговых стратегий, созданию рекламных кампаний и продвижению брендов.
Маркетологи в агентстве могут работать с разными клиентами, что позволяет им приобретать опыт и развиваться в своей профессии. Например, с одним клиентом вы проводите маркетинговое исследование и опросы, для другого создаете план продвижения в соцсетях, третьему помогаете продвигаться через СМИ, ТВ и радио.
А коллеги в агентстве помогут ценными идеями из личного опыта.
Зарплата состоит из оклада и премий за количественный KPI. Чем больше проектов ведет человек, тем выше его премия и зарплата.
На аутсорсе
Аутсорсинг — это передача определенных задач бизнеса другим компаниям или подрядчикам.
Специалисты на аутсорсе могут работать удаленно, находясь в любом месте мира, и заниматься холодным и теплым поиском клиентов, продвижением бренда в социальных сетях, созданием и запуском рекламных кампаний.
Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Определить, какой вариант работы будет лучше для вас, зависит от ваших целей, интересов и потребностей.
Кому подойдет профессия
Профессионалов в области маркетинга привлекает возможность проявить свою креативность, обладать коммуникабельностью и аналитическим складом ума, а также умение работать в команде. Важным качеством является способность разбираться в потребностях и поведении потребителей, а также находить решения в нестандартных ситуациях. Даже если в настоящий момент вы не чувствуете, что обладаете всеми этими навыками и можете заниматься всеми обязанностями, не волнуйтесь — с опытом они придут.
Профессия в области маркетинга также подойдет тем, кто любит разрабатывать стратегии, интересуется изучением рыночных условий и конкурентной среды, а также стремится принести вклад в достижение успеха компании на рынке.
Если у вас есть экономическое, гуманитарное или техническое образование, это будет дополнительным преимуществом для работодателя. Вы уже знакомы с основами маркетинга и имеете опыт проведения исследований и анализа рынка и конкурентов.
Какие навыки нужны, чтобы работать маркетологом
Профессия маркетолог включает в себя активное общение с людьми и основана на обработке разнообразной информации. Поэтому важно, чтобы такой специалист был организованным, общительным и способным справляться с уровнем стресса, поскольку не всегда все идет по плану, и важно уметь найти решение в ситуации.
Для успешной работы в маркетинге необходимо обладать набором определенных навыков.
— Аналитические способности и умение работать с данными. Маркетолог должен быть способен анализировать и интерпретировать данные, проводить исследования, прогнозировать результаты маркетинговых кампаний и оценивать их воздействие на бизнес компании.
— Знание принципов маркетинга и различных инструментов продвижения товаров и услуг. Специалист должен обладать компетенцией в областях, таких как социальные медиа, поисковая оптимизация. Понимание потребностей и поведения потребителей также является значимой характеристикой. Специалист должен уметь анализировать, что заставляет людей покупать продукты и услуги, и определять факторы, влияющие на их принятие решения.
— Организационные навыки и способность эффективно планировать свою работу. Специалист должен уметь планировать свои задачи, управлять сроками и бюджетами, а также внимательно следить за выполнением поставленных целей.
Есть и несколько софт скиллов, которые точно пригодятся для работы.
— Коммуникабельность. Важно уметь выражать мысли и идеи, а также принимать конструктивную критику и обратную связь.
— Креативность и способность находить новаторские решения и идеи также неотъемлемы. Индивидуальные решения важны для каждого проекта. Работа по шаблону тут не подойдет, ведь каждая компания или бренд несет свои ценности, которые откликаются у клиентов. Важно продумывать tone of voice, находить новые способы в общении с клиентом и рекламе продуктов.
Сколько зарабатывает маркетолог
По данным сайта ГородРабот.ру, средняя зарплата этого специалиста в России на 2025 год — 81 513 рублей.
На сайтах поиска работы могут встречаться разные вакансии и зарплата зависит от региона, компании и требуемого опыта.
Например, есть вакансия ассистент, где вы сможете зарабатывать от 50 до 90 тысяч рублей.
Где учиться на маркетолога — в вузе или на курсах
Существуют два варианта получения образования в области маркетинга: поступить в вуз или пройти курсы. Учебные программы вузов обычно продолжаются 4 года, если выбрать специальность бакалавриата, либо 5 лет для специальности специалиста. В магистратуре длительность обучения составляет 2 года.
В вузах предлагаются различные специальности, связанные с маркетингом, например, «Реклама и связи с общественностью» и «Управление маркетингом». В ходе учебы студенты осваивают теорию маркетинга, изучают способы продвижения товаров и услуг, а также учатся работать с аналитикой и статистикой.
Помимо получения образования в вузе и самостоятельного изучения маркетинга, можно выбрать золотую середину и пойти на курсы. Вы получите актуальные знания, будете практиковаться и получать понятную обратную связь и сможете собрать портфолио для откликов на вакансии.
Можно заниматься от нескольких недель до нескольких месяцев. В ходе курсов студенты изучают программы для анализа данных, осваивают навыки создания рекламных материалов, работают с цифровой рекламой, а также изучают способы поиска клиентов и проведения рекламных кампаний.
Начать карьеру в новой сфере вы можете с федеральным проектом «Активные меры содействия занятости».